Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Преображенская», 1808-1837 гг., расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. П.А. Папина, д. 1, подлежащим обязательной государственной охране являются:1. Архитектурно-эстетическая ценность: - крестово-купольный храм в стилевых формах классицизма с элементами барокко; - храмовая часть имеет двухсветную объемно-пространственную композицию. - здание сохранило свою историческую функцию. 2. Градостроительные характеристики: Местоположение памятника на территории кладбища; композиционная значимость здания как важного локального элемента сложившейся историко-градостроительной среды. 3. Объемно-пространственное композиционное построение памятника, сложившееся к середине ХIХ века, представляет собой целостную, симметричную относительно оси запад-восток композицию, сформированную последовательно расположенными объемами двухъярусной колокольни, трапезной, храмовой части с приделами и апсидой. Храмовая часть вида восьмерик на четверике, завершена граненым куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и крестом, окружена двусветным объемом прямоугольной в плане апсиды с востока, равновеликими двусветными объемами северного и южного приделов, и с западной объемом трапезной. Все четыре объема завершены двухскатными крышами, объемы приделов и апсида увенчаны глухим барабаном с главкой. Односветный объем трапезной части приближен в плане к квадрату. Двухъярусная колокольня представляет собой ступенчатую композицию, составленную из четвериков первого яруса, полуяруса и второго яруса, завершенного низким глухим восьмериком и граненым куполом. 4. Материал, техника исполнения конструкций стен, столбов, перекрытий, крыш, тип отделки и колористическое решение фасадов памятника, техника исполнения декоративных элементов, оконные заполнения (материал, вид расстекловки): - фундаменты ленточные бутовые; - несущие фасадные и внутренние стены выполнены из красного полнотелого керамического кирпича пластического формования на известково-песчаном растворе; - сводчатые каменные перекрытия: крестовый свод (помещение первого яруса колокольни); парусный свод (трапезная); сомкнутый свод на граненом основании (граненый купол) (храмовая часть); цилиндрический свод (апсида, северный и южный приделы). - крыши над объемами приделов, трапезной, апсиды – скатные; - кровля приделов и апсиды металлическая листовая с соединением в фальц; - тип отделки фасадов: оштукатурены, окрашены; - техника исполнения, тип декоративных элементов: декоративные элементы выполнены в технике рельефной кирпичной кладки с последующим наложением штукатурных тяг и окрашиванием; - оконные заполнения дополнены металлическими решетками;- дверные заполнения приделов: наружные дверные полотна на стальных кованных подставах. 5. Храмовая часть памятника с приделами, апсидой и переходом к трапезной, включая архитектурные объемы и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные и планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форму, оформление оконных и дверных проемов): Храмовая часть вида восьмерик на четверике завершена граненым куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и крестом, окружена двусветным объемом прямоугольной в плане апсиды с востока, равновеликими двусветными объемами северного и южного приделов, и с западной объемом трапезной. Восьмерик храмовой части по сторонам света прорезан круглыми оконными проемами второго света. Вертикальное членение выполнено угловыми пилястрами. Горизонтальное членение выполнено ступенчатым карнизом не завершающим фасад с раскреповкой в уровне оконных проемов. Декоративное оформление фасадов объемов приделов и апсиды единое. Фасады с треугольными щипцами, прорезанными круглыми оконными проемами, оформлены угловым пилястрами. Круглые оконные проемы оформлены рамочными наличниками с сандриками. Оконные и дверные проемы прямоугольные с полукруглым завершением с рамочными профилированными наличниками, плоскость фасада под оконными проемами оформлено нишами. Завершены фасады ступенчатым карнизом. Объемы приделов и апсида увенчаны глухим барабаном с главкой. 6. Трапезная памятника, включая архитектурные объемы и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные и планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форму, оформление оконных проемов): Односветный в четыре световые оси объем в плане близкой к квадрату трапезной. Оконные проемы прямоугольной формы, оформлены рамочными наличниками с треугольным завершение. Увенчан фасад ступенчатым карнизом. 7. Колокольня памятника, включая архитектурный объем и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные и планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, габариты, форму, оформление оконных и дверных проемов): Колокольня двухъярусная, ярусы квадратные в плане. Второй ярус колокольни имеет в основании две ступени, по сторонам света прорезан прямоугольными проемами звона с полуциркульным завершением. Проем декорирован замковым камнем, выступающем из плоскости стены. Горизонтальное членение выполнено в уровне плеч проема пояском, ступенчатым карнизом в верхней части объема не завершая его. Завершена колокольня глухим восьмигранным барабаном с граненым куполом, увенчанным шпилем и крестом. 8. Архитектурно-художественные и декоративные элементы фасадов: - угловые пилястры барабана храмовой части; - ступенчатый карниз не завершающий фасад с раскреповкой в уровне оконных проемов; – круглый оконный проем второго света храмовой части, оформлен рамочным наличником; – угловые пилястры апсиды и приделов; – щипец треугольного фронтона; – круглые оконные проемы второго света апсиды и пределов, оформленные рамочными наличниками с сандриками;– оконные проемы прямоугольной формы с полуциркульным завершением, оформлены рамочными наличниками; – завершающий ступенчатый карниз; – прямоугольные оконные проемы трапезной, оформлены рамочными наличниками с треугольным завершением; – поясок, проходящий в уровне плеч проема звона колокольни; – проемы звона колокольни прямоугольной формы с полуциркульным завершением, оформлены выступающим из плоскости стены замковым камнем; – карниз второго яруса колокольни, не завершающий его; - ниши; - колонны утраченного портика. 9. Оконные решетки, включая их местоположение, габариты, рисунок, материал: - металлическая оконная решетка проемов приделов и апсиды первого света. Прямоугольная часть выполнена из стоек квадратного сечения, скрепленных в горизонтальном направлении прутами прямоугольного сечения, и декорированная тремя зеркальными парами полос с кованными спаренными завитками на хомутах. Центральные полосы завитков разделены рядом окружностей. Центральный вертикальный прут проходит через всю высоту проема. Центральные два вертикальных участка объедены в полукруг по форме проема, от которого лучами расходятся пруты квадратного сечения с кованными спаренными завитками на хомутах. - металлическая оконная решетка проемов трапезной, выполнена из стоек квадратного сечения, скрепленных в горизонтальном направлении прутами прямоугольного сечения, и декорированная тремя зеркальными парами полос с кованными спаренными завитками на хомутах. - металлическая оконная решетка проемов приделов и апсиды второго света, выполнена из стоек квадратного сечения, скрепленных посередине в горизонтальном направлении коваными окружностями на хомутах, по краям – коваными завитками на хомутах. - металлическая решетка дверных проемов приделов полукруглой формы. От центрального полукруга лучами расходятся пруты квадратного сечения с кованными спаренными завитками на хомутах. 10. Пространственно-планировочная структура памятника, сформированная конструкциями исторического каркаса, сложившаяся к середине ХIХ века: Пространственно-планировочная структура собора соответствует сформированной к середине ХIХ в. и развивается от входа с запада через первый ярус колокольни. Справа и слева расположены вспомогательные помещения. Справа расположена дверь, скрывающая деревянную лестницу, ведущую на ярус звона (существующая лестница предметом охраны не является). В помещении яруса звона находятся колокола. Колокольня соединена с трапезной дверным проемом. Трапезная в плане квадратная, однонефная, перекрыта парусным сводом. В юго-восточной части трапезной устроен придел, отделенный солеёй с амвоном и иконостасом. Трапезная соединена с храмовой частью арочным проемом. К объему четверика храмовой части с севера и юга примыкают объемы приделов, пространство между которыми широко открыто высокими арочными проемами. Приделы перекрыты цилиндрическими сводами. Переход от четверика храмовой части к восьмерику светового барабана выполнен в виде парусов. Объем храмовой части перекрыт сомкнутым сводом на граненым основании. Алтарь перекрыт цилиндрическим сводом, отделен от храмовой части солеёй с амвоном и иконостасом. 11. Въездные ворота ограды 1903 г.: Главный вход на территорию кладбища оформлен въездными воротами, состоящими из четырех пилонов декоративно оформленных спаренными полуколонками. Крайние проходы перекрыты арками. Центральный проезд оформлен коваными распашными двухстворчатыми воротами. Калитка кованая одностворная.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.