Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Советов 50 г.XX в.», 1950-е гг., расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, пл. Соборная, д.1, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль пл. Ленина (бывшая Соборная пл.)», XVIII-XX вв., подлежащим обязательной государственной охране являются: 1.Градостроительные характеристики – местоположение Дома Советов по северо-западной красной линии Соборной площади; центральная композиционная роль в планировочной структуре площади; визуальная связь с Собором Рождества Христова и элементами ансамбля площади - гостиницей и жилыми домами; видовые раскрытия с разных ракурсов Соборной площади, Петровского спуска, ул. Интернациональной и Сапёрной. 2.Объемно-пространственная и планировочная композиция: здание переменной этажности с прямоугольным внутренним двором и двухсторонней коридорной планировочной системой; прямоугольные в плане юго-восточный, северо-восточный и юго-западный объёмы, выстроены в пять надземных этажей; западный фланг здания с цокольным этажом, восточный с подвальным; северо-западный объём здания выстроен в три надземных этажа, его композиционным ядром являются прямоугольные объёмы лестниц и полукруглый объём ротонды; сложная форма крыши здания с парапетами, устройством скатов во внутренний двор; купол, завершающий объём ротонды; исторические высотные отметки парапетов, аттиков, купола, венчающего карниза; пространственно-планировочная структура в системе капитальных стен и исторических перегородок. 3. Композиционное решение главных фасадов: главный юго-восточный фасад композиционно симметричен, выполнен в 25 световых осей по нижним двум этажам и 21 световую ось в уровне третьего и последующих этажей; ризалиты по флангам в три световые оси по двум нижним этажам; заглубление центральной части фасада в уровне трёх верхних этажей по отношению к нижнему полю стены; колоннада из трёхчетвертных колонн тосканского ордера на высоту трёх верхних этажей; мощный антаблемент; треугольный аттик над центральной частью; главный вход в здание, выполненный по центру фасада с порталом в три световые оси; северо-восточный и юго-западный фасады идентичные с симметричной композицией в 11 световых осей, крайние оси выполнены с некоторым отступом от остальных осей, расположенных в мерном ритме; над вторым этажом проходит междуэтажный карниз, над ним в центральной части фасада венчает фасады антаблемент и глухой парапет, по центру фасадов в шестой оси устроены входные дверные проёмы; северо-западного фасада с симметричной композицией в 27 световых осей с пониженной трёхэтажной центральной частью и пятиэтажными боковыми раскреповками в три световые оси; по центру фасад обогащён выступающими прямоугольными объёмами лестниц и полукруглым объёмом ротонды парадного зала; по центру ротонды в трёх осях расположены дверные проёмы парадного входа; в пятых осях от углов здания выполнены арки сквозных проездов во внутренний двор; во второй, третьей и четвёртой осях от северного угла здания устроены дополнительные входы в здание. 4. Архитектурное оформление уличных фасадов в стилевых формах советского неоклассицизма. Сохранению подлежат высотные отметки, габариты, материал и местоположение декоративных элементов здания. На всех уличных фасадах: гранитная плитка с фактурой тесаного природного камня в облицовке цоколя; профилированный пояс в виде полочки, вала и полочки из шлифованного красного гранита на стыке цоколя и стен; квадровый штукатурный руст двух нижних этажей, за исключением объёма ротонды, с последующей окраской фасадной краской; прямоугольная плитка бежевого цвета, имитирующая природный камень в облицовке фрагментов стен трёх верхних этажей и аттика юго-восточного фасада; декоративные архитектурные элементы, выполненные из искусственного камня; междуэтажный тянутый штукатурный карниз над вторым этажом, проходящий по периметру фасадов, за исключением объёма ротонды; декоративная рустовка с замковым камнем, украшенным лепным элементом в виде вертикального эллипса, над оконными проёмами первого этажа; плоский выступающий прямоугольный штукатурный щит, помещенный в подоконную нишу; декоративные рельефные панно, выполненные из бетона с последующей окраской фасадной краской, в том числе: панно десюдепорта над входной дверью в здание в виде расположенного в центре картуша с лавровой ветвью, серпом и молотом, по сторонам помещены снопы колосьев, обвитых драпировкой, развёрнутые знамена и ветви дуба, низ подчеркнут ритмом филёнок из трех круглых, чередующихся с горизонтальными филёнками, с полукруглыми вогнутыми боковыми гранями; панно в виде балюстрады под окнами третьего этажа на уличных фасадах, за исключением ротонды и лестниц северо-западного объёма здания; панно под окнами пятого этажа в виде декоративной гирлянды из дубовых веточек, перевитых лентой и двух розеток по краям; квадратные оконные проёмы помещений цокольного этажа. Главный юго-восточный фасад: прямоугольные оконные проёмы (в пропорции 1:1,5) на пяти этажах центральной части и двух нижних этажах ризалитов, палладианские оконные проёмы на третьем и четвёртом этажах ризалитов и полуциркульный оконный проём пятого этажа ризалита; ниша по центральной оси ризалита с двумя трёхчетвертными колоннами тосканского ордера; профилированная плитка из искусственного камня в облицовке перемычки циркульного оконного проёма пятого этажа ризалита; декоративный антаблемент из искусственного камня с прямолинейными обломами в виде шнура, листьев, бус и аканта; вертикальные вставки лепных панно в виде ваз и цветов с завитками; панно под окнами четвёртого этажа ризалитов в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом в обрамлении лаврового венка, по сторонам расположены дубовые ветви и по три декоративных филёнки с вписанными вазами и вертикальными декоративными веточками, между филёнками вертикальные вставки из лавровых гирлянд; элементы декора в виде пилястр с капителями и архитрава над окнами четвёртого этажа из искусственного камня; в четных световых осях центральной части главного фасада под окнами четвертого этажа панно в виде серпа и молота на фоне снопа колосьев в обрамлении венка из яблоневых ветвей и гроздей винограда, по сторонам расположены лавровые ветви на фоне флагов, внизу горизонтальный лавровый поясок; в нечетных световых осях под окнами четвертого этажа панно в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом в обрамлении венка из яблоневых ветвей и гроздей винограда, по сторонам расположены лавровые ветви на фоне флагов, внизу горизонтальный лавровый поясок; портал главного вход в здание со стилизованными плоскими пилястрами, капителями и антаблементом с профилированным карнизом из плит красного мрамора; три входных проёма прямоугольной формы с десюдепортами из лепных панно; полукруглые окна – фрамуги; заполнение дверного проема – деревянная двупольная распашная дверь с фрамугой; расстекловка: фрамуга - двухчастная с остеклением; дверные полотна симметричные - трехчастные с остеклением, дверные ручки - тип «скоба»; трёхчетвертные колонны тосканского ордера (18 колонн центральной части и 4 колонны в ризалитах); капители колонн - эхин обработан иониками, шейка украшена розетками, астрагал выполнен в виде бус из элементов парных дисков и шариков; база колонны в виде плиты основания, астрагала и двух полочек на стыке со стволом колонны; антаблемент в виде архитрава с прямоугольными нишами в интерколумнии и архитектурным обломом в виде гуська при переходе к фризу, двух рядов валиков с декоративной обработкой, ионического киматия, выносной плиты с мутулами, декорированными акантовыми листьями, между которыми помещены декоративные розетки, карнизная плита с несколькими рядами архитектурных обломов; треугольный аттик, поднимающийся от ризалитов к середине здания, облицованный плиткой из искусственного камня; панно в центре аттика с гербом РСФСР в виде картуша с серпом и молотом, внизу восходящее солнце, наверху надпись РСФСР и пятиконечная звезда, по сторонам пшеничные колосья, закреплённые лентой и развёрнутые знамёна, лавровые ветви и оружие; объёмная скульптурная композиция над центром аттика в виде восьмигранного вытянутого по вертикали щита, обрамлённого гирляндой, в тимпане помещён сноп перевитых лентой колосьев, поддерживают щит с двух сторон лавровые ветви, опирающиеся на плиту со срезанными верхними гранями, над щитом установлен шпиль (флагшток), в нижней части которого последовательно размещены элементы: гирлянды с кистями, параллелепипед с надписью на фасадной грани 1959, объёмная шайба со звездой и лучами. Северо-восточный и юго-западный фасады (идентичные): оконные проёмы прямоугольной формы (с пропорцией 1:1,5); пилястры в простенках от второй до девятой световой оси, основанием для них служит междуэтажный карниз, капители поддерживают антаблемент; капители пилястр - эхин обработан иониками, шейка украшена розетками, астрагал выполнен в виде бус из элементов парных дисков и шариков; база пилястры в виде плинта, обратного каблучка, валика и полочки; декоративный портал входа из плит шлифованного красного мрамора с архитектурными обломами; заполнение дверного проема – деревянная двупольная распашная дверь с фрамугой, расстекловка: фрамуга - двухчастная с остеклением, дверные полотна симметричные – трехчастные, две верхние части с остеклением, нижняя часть – глухая филенка; дверные ручки - тип «скоба»; входное крыльцо на юго-западном фасаде со стенкой, параллельной фасаду здания, декорированной рустом и аркой с замковыми камнями из гранитных плит с фактурой колотого природного камня; ограждение площадки, выполненное из красного гранита, в виде балюстрады и двух квадратных тумб по флангам; лестничные ступени, расположенные вдоль фасада здания с двух сторон от площадки; лепные панно в виде серпа, молота и дубовой ветви, обрамлённых лавровым венком, в окружении дубовых ветвей, в верхних углах композиции эфесы мечей из шайбы со звездой и на вершине в виде серпа и молота, расположенные под окнами четвёртого этажа; декоративный антаблемент с обломами с обработкой в виде шнура, листьев, бус и аканта из искусственной прямоугольной плитки, расположенный ниже окон пятого этажа между пилястрами; антаблемент, состоящий из архитрава, завершающегося гуськом, фриза, облицованного искусственной прямоугольной плиткой бежевого оттенка, карниза в виде двух рядов валиков с обработкой порезкой косым шнуром, ионического киматия, выносной плиты с мутулами, декорированными акантовыми листьями, между мутулами помещены декоративные розетки, завершается карниз каблучком с акантовым рисунком, гуськом и полочкой; парапет, облицованный плиткой из искусственного камня бежевого оттенка. Северо-западный фасад: обработка гладкой штукатуркой фрагментов стен третьего этажа; оконных проёмы прямоугольной формы (в пропорции 1:1,5), Оконные проёмы полуциркульной формы (в пропорции 1:2) второго этажа объёма ротонды, дверной проём во второй световой оси с входной площадкой, руст с замковым камнем и декоративным элементом в виде вертикального эллипса над дверным проёмом; оформление дверных проёмов в третьей и четвёртой световых осях горизонтальной нишей и декоративным рустом с замковым камнем; оформление оконных проёмов на третьем этаже ризалитов декором из искусственного камня каннелированными пилястрами, с базой и капителью коринфского ордера, поддерживающими декоративный антаблемент с выступающим карнизом, под окном лепное панно в виде балюстрады; циркульная арка сквозных проездов во внутренний двор с обработкой рустом с замковыми камнями, окно третьего этажа по оси арки акцентировано штукатурным ступенчатым порталом с раскреповкой венчающего карниза и небольшим плоским прямоугольным аттиком; плоские пилястрами на объёме ротонды; капителями композитного ордера с расположенной по центру пятиконечной звездой во втором ряду акантовых листьев; база пилястры в виде плинта, вала, скоции, астрагала, двух полочек и обратной выкружки на стыке с пилястрой; дверные проёмы входов по центру ротонды в трёх световых осях с лепными панно в десюдепортах; входная площадка и ступени из пиленого красного гранита, огибающие сектор окружности стен ротонды; антаблемент, состоящий из трёхступенчатого архитрава, плоского оштукатуренного фриза, нескольких рядов архитектурных обломов, ионического киматия и карниза большого выноса на модульонах; аттик с раскреповкой полуциркульной центральной части и прямоугольными флангами, обработанный нишами и архитектурными обломами в верхней части; обработка штукатурным квадровым рустом стен лестничных клеток; оконные проёмы второго этажа лестничных клеток обработаны рустом с замковым камнем, украшенным декоративным элементом в виде вертикального эллипса. Подпорные стенки стилобата, проходящего вдоль юго-западного и части юго-восточного фасадов здания, облицованные красными гранитными квадратными плитами с лицевой фактурой тёсаного камня. Парадная лестница входа с пл. Соборной, со ступенями из блоков пиленого красного гранита, с двумя квадратными в плане тумбами, расположенными с двух сторон от лестницы, облицованными плоскими плитами красного гранита. Отделка цоколя и стен дворовых фасадов методом штукатурки с последующей окраской фасадными красками в цветовой гамме классицизма. Дворовый фасад юго-восточного объёма: оконные проёмы прямоугольной формы, тянутый междуэтажный карниз над вторым этажом, декоративное оформление оконного проёма третьего этажа центральной оси фасада в виде выступающего штукатурного п-образного наличника с прямым сандриком; венчающий тянутый профилированный карниз. Дворовый фасад северо-восточного и юго-западного объемов идентичны: оконные проёмы прямоугольной формы (в пропорции 1:1,3 и 1:3), круглые оконные проёмы эркеров; тянутый междуэтажный карниз над вторым этажом, декоративное оформление оконного проёма третьего этажа центральной оси фасада в виде выступающего штукатурного п-образного наличника с прямым сандриком, венчающий тянутый профилированный карниз; отделка фасадной плоскости над объёмом крыши северо-западного трёхэтажного объёма здания в виде облицовки плиткой из искусственного камня, венчающий антаблемент, состоящий из архитрава, завершающегося гуськом, фриза, облицованного плиткой из искусственного камня, карниза в виде двух рядов валиков с обработкой порезкой косым шнуром, ионического киматия, выносной плиты с мутулами, декорированными акантовыми листьями, между которыми помещены декоративные розетки, завершается карниз каблучком с акантовым рисунком, гуськом и полочкой; парапет, облицованный плиткой из искусственного камня. дворовый фасад северо-западного объёма: оконные проёмы прямоугольной формы (в пропорции 1:1,5 и 1:1,3); тянутый междуэтажный карниз над вторым этажом; прямоугольные оконные проёмы первого этажа (в пропорции 1:1,3) северо-западного фасада, помещённые в ниши с циркульным завершением; прямоугольные оконные проёмы первого этажа (в пропорции 1:2) центрального ризалита северо-западного фасада, помещённые в ниши с циркульным завершением; плоские пилястры центрального объёма северо-западного фасада, выполненные с раскреповкой цоколя; капитель пилястры в виде двух полочек и валика, гладкой шейки, профилированного эхина в виде гуська и прямоугольной абаки; треугольный фронтон в завершении центрального объёма северо-западного фасада; обработка фронтона в виде тянутого профилированного карниза из чередующихся профилей полочек, валика, полочек, каблучка и полочки; венчающий тянутый профилированный карниз из полочки, выкружки, полочки и валика. 5. Декоративно-художественная отделка интерьеров: В интерьерах подлежат сохранению: метод отделки стен, колонн и пилястр гладкой штукатуркой с последующей окраской; колонны и пилястры с венецианской штукатуркой, имитирующей натуральный камень; потолочные балки, тянутые карнизы, потолочные розетки из гипса; вентиляционные решетки, балюстрады лестниц; местоположение, габариты, пропорции, материал, размеры элементов декоративного оформления интерьеров здания на период окончания строительства 1959 года. В помещениях, расположенных на 1 этаже: два холла (пом. 2, пом. 53), гардеробная (раздевалка пом. 1а) малый зал (пом. 13), лестницы (пом. 3, пом. 17), центральная лестница (пом.104). В помещениях, расположенных на 2 этаже: холл (пом. 2), большой зал (пом. 10), лестницы (пом. 1, пом. 11), центральная лестница (пом.81). В помещениях, расположенных на 3 этаже: второй свет большого зала (пом. 10 по плану 2 этажа), лестницы (пом. 1, пом. 9), холлы (пом. 74, пом. 92), центральная лестница (пом.82). Холл (пом. 53): внутренний тамбур в средней оси с заполнением дверного проёма в виде деревянных конструкций из двухчастной фрамуги с глухим остеклением и двупольной шестичастной остеклённой дверной конструкцией, дверная ручка - тип «скоба»; колонны и пилястры квадратного сечения с отделкой венецианской штукатуркой, имитирующей натуральный камень; ограждение галереи второго этажа в виде балюстрады; квадратные вентиляционные решетки в виде цветка с четырьмя лепестками; балки квадратного сечения; капители колонн и пилястр в виде эхина, обработанного полукруглыми чешуйками с пальметтами по углам, шейка украшена круглыми розетками, астрагал в виде валика с полочкой; базы колонн и капителей в виде плинта, обратного гуська, полочки, скоции, полочки, обратного гуська, выкружки и полочки; круглая лепная розетка с растительным орнаментом; центральная люстра из желтого металла, 10-ти рожковая, с плафонами из матового стекла;Центральная лестница (пом. 104 на плане 1 этажа, пом.81 на плане 2 этажа, пом. 82 на плане 3 этажа, пом.1 на плане 4 этажа, пом.1 на плане 5 этажа), трёхмаршевая, со ступенями из декоративного бетона с валиком; ограждение - из балясин и широкого поручня. Помещения северо-западного объёма (пом. 1 и пом. 1а): тамбур входа в здание с тремя входными дверями; квадратные колонны и соответствующие им капители, расположенные между оконными проёмами, с тосканскими капителями; тянутые карнизы и профилированные потолочными тяги в секторах; на потолке декоративная лепнина в виде круглой розетки и двух ваз по сторонам со стилизованными поникшими цветами и веточками. В розетки установлены подвесные люстры из желтого металла с центральным круглым закрытым плафоном и поднятыми вверх рожками с плафонами в виде колокольчиков из матового стекла. Холл (пом. 2): Отделка тела колонн декоративной венецианской штукатуркой, имитирующей натуральный камень. Внутри пространства холла в полукруглом секторе установлены прямоугольные столбы, декорированные спаренными трёхчетвертными колоннами. Столбы и колонны поддерживают балку, идущую по кругу. Эхин капители колонны украшен гирляндой из листьев, шейка декорирована круглыми розетками,астрагал в виде тонкого пояска, накрыты общей абакой, базы колонн -профиль тянутой формы. Карниз вдоль полукруглой балки на стыке с потолком центрального объёма холла в виде лепной гирлянды, выступающей полочки и выкружки. По центру холла подвешена массивная многорожковая, со сложным рисунком декора, люстра из желтого металла с плафонами в виде шариков и оформлением центральной части стеклянными бусами. К холлу с двух сторон примыкают объёмы двухмаршевых лестниц. Из-за перепада отметок пола, перегородками отделено пространство холла со ступенями и площадкой перед лестничными клетками. Перегородка декорирована нишей с полукруглым завершением. В несущей стене выполнен дверной проём с двупольной дверью и полукруглой остеклённой фрамугой. Стены и потолок обработаны профилированными тягами. Потолочная круглая розетка в виде центрической композиции из геометрического и растительного орнаментов окружностей из бус, валиков, акантовых листьев. Обработка углов частью пилястры с фрагментом капители. Лестницы (пом.3, пом. 17 на плане 1 этажа, пом. 1, пом. 11 на плане 2 этажа, пом. 1, пом. 9 на плане 3 этажа) двухмаршевые, со ступенями из декоративного бетона с валиком. Бетонное ограждение - из балясин и широкого поручня. Стены оформлены узким штукатурным профилированным карнизом. Малый зал (пом. 13 на плане 1 этажа) с четырьмя колоннами круглого сечения. Капители колонн в виде эхина, украшенного иониками, шейки колонны, декорированной розетками вертикальных овалов и тонкого пояска астрагала. На колонны опираются балки, идущие в двух направлениях. Пространство потолка делится на три больших центральных кессона и двенадцать второстепенных, меньших по размеру, примыкающих к стенам. Вдоль стен и балок перекрытия устроены штукатурные тянутые карнизы. В центральных квадратных кессонах размещены большие лепные розетки с геометрическим и цветочным орнаментом. В боковых малых кессонах – малые лепные розетки с геометрическим орнаментом. Большой зал (пом. 10 на плане 2 этажа) план в виде амфитеатра с радиальным расположением мест. Входные двупольные филёнчатые двери. Зал опоясан полукруглой галереей – балконом с колоннадой и ограждением в виде балюстрады. Колоннам соответствуют пилястры в простенках между окнами. При входе на галерею установлены парные колонны, им соответствуют спаренные капители. Капители колонн и пилястр в виде эхина, обработанного акантовыми листьями и ряда бус, шейка украшена отдельными листами аканта, астрагал в виде пояска из ветвей, скреплённых ленточкой. База колонны в виде круглой плинфы, валика и выкружки. Отделка тела колонн и пилястр декоративной венецианской штукатуркой, имитирующей натуральный камень. Потолок полукруглой галереи оформлен карнизами с лепными модульонами, квадратными нишами и профилированными потолочными тягами. Напротив оконных проёмов на потолке галереи устроены лепные розетки в виде центрической композиции из дубовых листьев, окружностей из бус и венка из листьев, скрепленных лентой. В розетках подвесные люстры из желтого металла с одним плоским центральным плафоном и пятью рожками с плафонами из матового стекла. Портал сцены акцентирован трёхцентровой декоративной аркой, опирающейся на широкие лопатки. Арка декорирована стилизованными кессонами трапециевидного очертания с круглыми розетками с лепным орнаментом в виде дубовых листьев и желудей. Портал сцены фланкируют тосканские колонны. Потолок зала в виде низкого свода с декоративной вогнутой купольной розеткой и лепниной филёнкой круглого плафона со вставками из вентиляционных решеток. Карниз вдоль полукруглой балки на стыке с потолком центрального объёма зала в виде тянутых архитектурных обломов, ряда сухариков, и лепной гирлянды из дубовых листочков с желудями, обвитых лентой, выкружки, выступающей полки с валиком, обработанным орнаментом из листьев и гуська.