I. Усадьба 1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта Расположение в историческом центре города – в Казачьем квартале на бровке перед спуском к долине р. Качи, в седьмой куртине исторического плана города конца XIX века – у бывшей Театральной площади (ныне стадион Локомотив, севернее которого располагалось управление казачьего полка) на высокой, укрепленной бутовым камнем части рельефа. 1.2. Композиционная значимость: представительный дом усадьбы является ориентиром в застройке исторической части улицы; формирует спуск – «взвоз» к долине реки Качи, располагаясь у подпорной стены. 1.3. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи: видовое раскрытие с ул. Марковского, ул. Кирова и ул. Ады Лебедевой. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики Объемно-пространственная композиция на начало XX века: сохраненная часть усадьбы с домом и флигелем (с западной стороны). 3. Нематериальные ценностные характеристики Исторически ценное функциональное назначение: часть исторической казачьей усадьбы в куртине с усадьбой В.И. Сурикова, с бревенчатым жилым домом, перестроенным в начале ХХ века, редкого ныне городского владения, размещенного на укрепленном крупным бутовым камнем откосе берегового своза к реке Каче. Основное градостроительное и художественное значение: пример последней из когда-то многочисленных усадеб с домами, формировавшими все крутые спуски – взвозы к долинам рек Енисей и Кача, с домом, стоящим на бутовом фундаменте переменной высоты возле мощной подпорной стены из бутового камня. II. Дом 1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта Расположение в исторической части города – в Казачьем квартале на бровке перед спуском к долине р. Качи, в составе усадьбы конца XIX века – у ее восточной границы на высокой, укрепленной бутовым камнем части рельефа. 1.2. Композиционная значимость: Является ориентиром в застройке исторической части улицы; формирует спуск – «взвоз» к долине реки Качи, располагаясь у подпорной стены. 1.3. Габариты и силуэт на начало XX века: первоначальные габариты, высотные отметки, силуэт и пропорции. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи: видовое раскрытие с ул. Марковского, ул. Кирова и ул. Ады Лебедевой. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на начало XX века Первоначальная композиция: прямоугольный в плане, 2-этажный сруб в три продольных и пять поперечных бревенчатых стен, с брусчатым прирубом протяженного вдоль западного фасада объемом галереи с лестницей и парадным входом. 2.2. Конструкция крыши на начало XX века Первоначальная форма и конструкция крыши: крыша основного объема вальмовая, в пристройке – односкатная, с металлической кровлей по деревянным стропилам и обрешетке; на северном скате кровли расположено слуховое окно под двухскатной кровелькой. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на начало XX века 2.3.1. Южный фасад Композиция фасада Первоначальная 2-частная композиция: брусчатая пристройка с левой стороны с окном во втором этаже и парадным входом (расположение проемов изменено) под козырьком; основная плоскость фасада в 4 оси крупных прямоугольных оконных проемов. Декор и конструктив фасада: наличники окон первого этажа простые, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком, свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; окна первого этажа с филенчатыми ставнями; наличники окон 2-го этажа: боковины украшены объемными гранеными геометрическими накладками в сочетании с резными накладками пальметт; лобань и фигурный фартук украшают одинаковые пропильные накладки модернового растительного мотива; объемный профилированный карниз с поперечными насечками завершен сандриком барочного очертания с точеными вазончиками и профилированными накладками; свесы фартука криволинейного очертания; стену дома завершает фриз в три доски с фасками и большого выноса профилированный карниз; первоначальная величина, форма, расположение, композиция оконных проемов и входной группы; рисунок оконных переплетов. 2.3.2. Западный фасад Композиция фасада Первоначальная композиция: первоначально открытая пристройка галереи занимает большую правую часть фасада (стены зашиты и расположение оконных и дверных проемов изменено); северную бревенчатую часть основного объема поперечная стена сруба делит на 2 части – в одну ось прямоугольных окон слева и одну ось сдвоенных прямоугольны окон справа – больших на втором этаже и зауженных по высоте в первом этаже. Декор и конструктив фасада: наличники окон первого этажа простые, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком, свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; окно первого этажа с филенчатыми ставнями (утрачены); наличники окон 2-го этажа: боковины украшены объемными гранеными геометрическими накладками в сочетании с резными накладками пальметт; лобань и фигурный фартук украшают одинаковые пропильные накладки модернового растительного мотива; объемный профилированный карниз с поперечными насечками завершен сандриком барочного очертания с точеными вазончиками и профилированными накладками; свесы фартука криволинейного очертания; стену дома завершает фриз в три доски с фасками и большого выноса профилированный карниз; первоначальная величина, форма, расположение, композиция оконных проемов; рисунок оконных переплетов. 2.3.3. Северный фасад Композиция фасада Первоначальная симметричная композиция в 4 оси крупных прямоугольных оконных проемов. На втором этаже по второй оси балконная дверь. Посередине фасада расположен балкон на трех кронштейнах в межоконных простенках (утрачен). Декор и конструктив фасада: наличники окон первого этажа простые, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком, свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; окна первого этажа с филенчатыми ставнями (утрачены); наличники окон 2-го этажа: боковины украшены объемными гранеными геометрическими накладками в сочетании с резными накладками пальметт; лобань и криволинейный фартук украшают одинаковые пропильные накладки модернового растительного мотива; объемный профилированный карниз с поперечными насечками завершен сандриком барочного очертания с точеными вазончиками и профилированными накладками; свесы фартука криволинейного очертания; стену дома завершает фриз в три доски с фасками и большого выноса профилированный карниз; первоначальная величина, форма, расположение, композиция оконных проемов и балконной двери; рисунок оконных переплетов. 2.3.4. Восточный фасад Композиция фасада Первоначальная композиция в 7 осей крупных прямоугольных оконных проемов. Поперечные стены сруба делят фасад на четыре части: южная часть в 2 оси; южная средняя в 2 оси, причем, на втором этаже вторая ось с балконной дверью, а на первом этаже сдвоенное окно размещено между кронштейнами балкона (балкон утрачен); переруб второй поперечной стены только на уровне первого этажа. Северная средняя часть фасада в одну оконную ось. Северная часть в 2 оконные оси. Переруб первого и второго этажа не совпадают. Фасад на высоком бутовом фундаменте переменной высоты по рельефу. Декор и конструктив фасада: наличники окон первого этажа простые, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком, свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; окна первого этажа с филенчатыми ставнями (частично утрачены); наличники окон 2-го этажа: боковины украшены объемными гранеными геометрическими накладками в сочетании с резными накладками пальметт; лобань и фигурный фартук украшают одинаковые пропильные накладки модернового растительного мотива; объемный профилированный карниз с поперечными насечками завершен сандриком барочного очертания с точеными вазончиками и профилированными накладками; свесы фартука криволинейного очертания; стену дома завершает фриз в три доски с фасками и большого выноса профилированный карниз; первоначальная величина, форма, расположение, композиция оконных проемов и балконной двери; рисунок оконных переплетов. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на начало XX века: первоначальная отделка – бревенчатые стены основного объема и брусчатые в пристройке без отделки. 2.5. Колористическое решение фасадов на начало XX века: первоначальный цвет: поле стен фасадов не окрашено; элементы декора окрашены (наличники, фриз, карниз, дверные и оконные заполнения, ставни). 2.6. Заполнение оконных и дверных проемов на начало XX века: исторический рисунок, материал (дерево под покраску) оконных переплетов; форма, габариты и местоположение проемов фасадов. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на начало XX века По структуре это дом пятистенок, достроенный с севера еще пятистенком. Поперечные внутренние стены первого и второго этажей в северной части не совпадают. Парадный вход южного фасада ведет непосредственно в вестибюль и помещения первого этажа и галерею второго этажа по одномаршевой лестнице. С галереи организован вход в залы с анфиладным расположением помещений (ныне изменено). Декоративное оформление интерьеров: первоначальная отделка и цвет стен и потолков. 2.8. Конструктивные элементы на начало XX века: фундамент ленточный бутовый на известково-песчаном растворе; стены дома бревенчатые, рублены «в обло» с остатком; бревна 28–39 см. в диаметре, часть из них длиной свыше 9 м; стены пристройки из бруса; внутренние перегородки деревянные; перекрытия плоские деревянные по балкам; полы дощатые; 3. Нематериальные ценностные характеристики Исторически ценное функциональное назначение: крупный бревенчатый жилой дом рубежа ХIХ–ХХ веков, редкой ныне городской усадьбы. Основное градостроительное и художественное значение: последний из когда-то многочисленных домов, формировавших все спуски – взвозы к долинам рек Енисей и Кача, стоявших на бутовых фундаментах переменной высоты возле подпорных стен из крупного бутового камня. III. Флигель 1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта Расположение в историческом центре города, в составе усадьбы конца ХIХ века. 1.2. Композиционная значимость: элемент усадьбы. 1.3. Габариты и силуэт на начало XX века: первоначальные габариты, высотные отметки, силуэт и пропорции. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи: видовое раскрытие с ул. Марковского и территории усадьбы. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на начало XX века Первоначальная композиция: прямоугольный в плане бревенчатый сруб с поперечным перерубом в 2 верхних венцах. С восточной стороны примыкает входная пристройка (не сохранилась), с северной стороны примыкает кирпичная брандмауэрная стенка. 2.2. Конструкция крыши на начало XX века Первоначальная форма и конструкция крыши: двускатная с металлической кровлей по деревянным стропилам и обрешетке. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на начало XX века 2.3.1. Южный фасад Композиция фасада Первоначальная композиция фасада в 3 оси прямоугольных оконных проемов. Декор и конструктив фасада: наличники окон простые, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком, свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; окна с филенчатыми ставнями; раскрепованный профилированный поясок по подоконной линии отделяет нижнюю часть фасада; угловые перерубы закрыты филенчатыми лопатками; стену завершает фриз в две доски с фасками и большого выноса профилированный карниз; плоскость стены горизонтально, а фронтон вертикально зашиты тесом; первоначальная величина, форма, расположение, композиция оконных проемов; рисунок оконных переплетов. 2.3.2. Восточный фасад Композиция фасада Первоначальная композиция с дверным проемом посередине и прямоугольным оконным проемом в северной части. Декор и конструктив фасада: наличник окна простой, с прямолинейным профилированным карнизным пояском и криволинейным фартуком; свесы фартука украшены плосковыемчатой геометрической резьбой; филенчатые ставни (утрачены). 2.3.3. Северный фасад Композиция фасада Фасад примыкает к кирпичной брандмауэрной стенке, с двускатным завершением и прямоугольным проемом во фронтоне. 2.3.4. Западный фасад Композиция фасада Фасад глухой, бревенчатый. Декор и конструктив фасада: большого выноса профилированный карниз. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на начало XX века: первоначальная отделка – бревенчатые стены, на южном фасаде стена и фронтон зашиты тесом. 2.5. Колористическое решение фасадов на начало XX века: первоначальный цвет – поле стен фасадов не окрашено; элементы декора окрашены (наличники, лопатки, фриз, карниз, дверные и оконные заполнения, ставни). 2.6. Заполнение оконных и дверных проемов на начало XX века: исторический рисунок, материал (дерево под покраску) оконных переплетов; форма, габариты и местоположение проемов фасадов. 2.7. Конструктивные элементы на начало XX века: стены дома бревенчатые, рублены «в обло» (с остатком). 3. Нематериальные ценностные характеристики Исторически ценное функциональное назначение: флигель жилой усадьбы конца ХIХ века. Художественное значение: элемент усадьбы, выполненный в художественно-стилевом единстве с домом.