I. Дом 1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта в системе городской застройки Объект расположен в историческом центре, на углу перекрестка улиц Ленина и Перенсона, по линии застройки улиц. 1.2. Композиционная значимость Элемент комплекса деревянной жилой застройки, вместе с воротами формирует пересечение улиц Ленина и Перенсона. 1.3. Габариты и силуэт: габариты и высота здания до конька кровли на 1914 г. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника Объект выходит 6-осным главным южным фасадом на ул. Ленина, 4-осным западным – на ул. Перенсона. Видовые раскрытия – створ и перекресток улиц Ленина и Перенсона (все фасады здания, кроме восточного, прилегающего к соседнему зданию). 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на 1914 г. Двухэтажный бревенчатый дом, рубленный в лапу, прямоугольный в плане. Лестничная пристройка, примыкающая к дому с востока, занимает всю его ширину. Основной объем южного фасада имеет трехчастную структуру, средняя часть на главном фасаде выделена фронтоном. Подобный, но меньшего размера фронтон, – перед высоким 4-гранным шатром над лестничной пристройкой. По оси главного фасада – широкие четырехстворчатые проемы и балкон с деревянным резным ограждением, который поддерживают фигурные кронштейны с гирьками, балкончик над парадным входом в лестничной пристройке. У лестничной пристройки к наружной стене примыкает кирпичный брандмауэр, торец которого оформлен карнизами и тройными вертикальными бороздками. С севера, продолжая линию фасада, прилегает забор с воротами. 2.2. Конструкция крыши на 1914 г. Крыша вальмовая с кровлей по деревянным стропилам и обрешетке, с шатром с чешуйчатой кровлей, завершенным шпилем с гнутыми элементами в основании и металлическим флажком. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на 1914 г. 2.3.1. Южный фасад Композиция фасада: решен в шесть осей, из которых крайняя восточная ось в уровне первого этажа представлена дверным проемом пристройки с парадным входом; углы и места перерубов отмечены лопатками; окна первого этажа имеют ставни; высокий 4-гранный шатер над лестничной пристройкой; фронтон с резьбой между брусьями, поддерживающими лучковую арочку; в тимпане – полукруглое оконце в резном обрамлении; подобный, но меньшего размера фронтон перед шатром (ось лестничной пристройки); балконы в уровне второго этажа по первой и четвертой оси с востока; широкий резной фриз и подшивной карниз значительного выноса; размер и форма окон. Декоративное оформление фасада: наличники окон, украшенные накладной и пропильной резьбой растительного орнамента; филенчатые двухчастные ставни с резными накладками, выполненные в стиле деревянного модерна; двустворчатые филенчатые двери парадного входа, украшенные резными накладками, выполненные в стилистике деревянного модерна; широкий изящного рисунка фриз пропильной резьбы растительного орнамента; подшивной профилированный карниз с легким подзором геометрического орнамента; лопатки; резные ограждения балконов, поддерживаемых резными кронштейнами с гирьками. 2.3.2. Северный фасад Композиция фасада: решен в семь осей; углы и места перерубов отмечены лопатками; окна первого этажа имеют ставни; широкий резной фриз и подшивной карниз значительного выноса; размер и форма окон. Декоративное оформление фасада: наличники окон, украшенные накладной и пропильной резьбой растительного орнамента; филенчатые двухчастные ставни с резными накладками, выполненные в стиле деревянного модерна; широкий изящного рисунка фриз пропильной резьбы растительного орнамента; подшивной профилированный карниз с легким подзором геометрического орнамента; лопатки. 2.3.3. Западный фасад Композиция фасада: симметричный фасад, решен в четыре оси; углы отмечены лопатками; окна первого этажа имеют ставни; широкий резной фриз и подшивной карниз значительного выноса; размер и форма окон. Декоративное оформление фасада: наличники окон, украшенные накладной и пропильной резьбой растительного орнамента; филенчатые двухчастные ставни с резными накладками, выполненные в стиле деревянного модерна; широкий резной фриз изящного рисунка пропильной резьбы растительного орнамента; подшивной профилированный карниз с легким подзором геометрического орнамента; лопатки. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на 1914 г.: фасады бревенчатые без отделки. 2.5. Колористическое решение фасадов на 1914 г. Поле стен – естественный цвет неокрашенного дерева. Наличники, карниз, лопатки окрашены в светлый цвет. 2.6. Заполнение дверных и оконных проемов на 1914 г.: первоначальные габариты и местоположение проемов фасадов; первоначальный характер расстекловки и материал (дерево) оконных переплетов; двустворчатые двери парадного входа, выполненные в стилистике деревянного модерна. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров 1914 г. Пространственно-планировочная структура в габаритах конструкций капитальных стен. Двери парадного входа ведут на одномаршевую лестницу на второй этаж. В лестничной пристройке расположена «черная» лестница. 2.8. Конструктивные элементы на 1914 г.: стены деревянные бревенчатые; перекрытия плоские деревянные по балкам. 3. Авторство На чертежах проекта дома – подпись известного красноярского городского архитектора С.Г. Дриженко. 4. Художественная ценность Характерный для жилой застройки г. Красноярска начала XX века дом выразительного силуэта. Памятник деревянной архитектуры с чертами модерна. II. Ворота Местоположение Деревянные участок ограды и ворота расположены с севера от дома, вместе с домом формируют участок улицы Перенсона. Композиция: ворота симметричной композиции с боковыми калитками и центральным проездом; полотна ворот с дуговым завершением; высокие средние столбы и пониженные крайние столбы калиток, выполненные из бруса, усилены постаментами; прямоугольные створки калиток, представляющие собой дощатые щиты в двухсторонней обвязке. Декоративное оформление: решетчатый фриз с накладными розетками, отмечающий центральную часть ворот; декоративные капители из профилированных накладок, завершающие столбы; над воротами нижние брусья перемычки выгнуты дугой, а верхние – прямые; своеобразно решенные глухие фризы калиток, поле которых украшено завитками накладной резьбы; над калитками верхние брусья перемычек плавно поднимаются к средним столбам, а нижние прямые брусья профилированы.