1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики объекта расположен в пригороде Красноярска – западном районе (ниже Академгородка), п. Удачный, на левом (северном) берегу реки Енисей – исторической зоне Плотбище, к востоку от каменной ограды Успенского монастыря, в комплексе исторического владения его с XIX в.; объемно-пространственная структура: композиция плана, внешние габариты и пропорции здания, решение и вид кровли (форма крыши). 1.2. Композиционная значимость: подлинный летний дом архиерея участвует в формировании историко-архитектурной среды Успенского монастыря. 1.3. Габариты и силуэт: первоначальные габариты, высотные отметки, силуэт и пропорции. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: воспринимается при подходе к монастырскому комплексу с северо-востока, с берега и фарватера реки Енисей на довольно большом протяжении. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на конец XIX в.: первоначальная симметричная композиция здания: расположенный на высоком каменном цоколе, прямоугольный в плане (на уровне первого этажа), бревенчатый сруб в пять поперечных и три продольных стены поднимается своей срединной частью на два этажа, где на уровне второго этажа к нему примыкают с торцов более узкие объемы мезонинов; прямоугольные в плане объемы тамбуров, примыкающие к боковым фасадам, со встроенной лестницей внутри восточного тамбура, ведут в помещения первого этажа (западный тамбур перестроен); тамбур парадного входа со встроенной лестницей, расположенный по центру главного (южного) фасада, ведет на двухмаршевую лестницу, выходящую в коридор второго этажа; над парадным входом организован балкон. 2.2. Конструкция крыши на последнюю четверть XIX в. Первоначальная форма и конструкция крыши: шатровая четырехскатная по деревянным конструкциям с завершением в виде главки-луковицы на восьмигранном барабане, четырьмя печными трубами и слуховым окном на восточном скате – над основным объемом, двускатная – над мезонинами и тамбурами боковых входов, лучковая – над тамбуром южного парадного входа. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на последнюю четверть XIX в. 2.3.1. Южный (главный) фасад Композиция южного фасада: первоначальная симметричная композиция фасада в девять осей – по первому этажу, пять осей – по второму, на каменном цоколе; углы и места перерубов отмечены лопатками, делящими фасад на три части, – двухэтажную срединную в 5 осей и одноэтажные по флангам в 2 оси, завершенные на втором этаже отступающими глухо зашитыми тесом стенами мезонинов, дополнительная лопатка, закрывающая переруб, выполнена в уровне второго этажа между окнами по осям 2 и 3; на средней оси размещен тамбур парадного входа с окном с трапециевидным завершением и балкончиком над ним. Декор южного фасада: филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементов в форме восьмиконечной «Вифлеемской звезды»; оконные наличники с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами; подоконная доска фигурная, подрезана снизу двумя перекрещивающимися дугами; окно над дверным проемом обведено профилированной доской; дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом. 2.3.2. Западный фасад Композиция западного фасада: первоначальная симметричная композиция фасада в три оси на каменном цоколе; объем первого этажа более широкий; углы отмечены филенчатыми лопатками; объем мезонина завершен треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном в дощатом тимпане, окна мезонина лучковые, среднее окно более широкое, трехчастное; по центру первого этажа расположена одноэтажная пристройка тамбура, завершенная треугольным фронтоном с дверным проемом. Декор западного фасада: филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементов в форме восьмиконечной «Вифлеемской звезды»; оконные наличники первого этажа с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами; подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами; окна мезонина обведены профилированной доской, более широкой в верхней части; дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом. 2.3.3. Северный фасад Композиция северного фасада: первоначальная симметричная композиция фасада в восемь осей – по первому этажу, четыре оси – по второму, на каменном цоколе; углы и места перерубов отмечены лопатками, делящими фасад на четыре части, – две двухэтажные в 2 оси центральные и одноэтажные в 2 оси по флангам, завершенные на втором этаже отступающими глухими стенами мезонинов. Декор северного фасада: филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементом в форме «Вифлеемской звезды»; оконные наличники с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами; подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами; дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом. 2.3.4. Восточный фасад Композиция восточного фасада: первоначальная симметричная композиция фасада в три оси на каменном цоколе; объем первого этажа более широкий; углы отмечены филенчатыми лопатками; объем мезонина завершен треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном в дощатом тимпане, окна мезонина лучковые, среднее окно более широкое, трехчастное; по центру первого этажа расположена одноэтажная пристройка тамбура, завершенная треугольным фронтоном, с дверным проемом. Декор восточного фасада: филенчатые лопатки трехчастные в уровне первого этажа и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементом в форме «Вифлеемской звезды»; оконные наличники первого этажа с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами; подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами; окна мезонина обведены профилированной доской, более широкой в верхней части; дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на конец XIX в.: первоначальная отделка – горизонтальная обшивка широким профилированным тесом. 2.5. Колористическое решение фасадов на конец XIX в.: окраска деталей и декора в два тона. 2.6. Заполнение оконных и дверных проемов на начало XX в.: исторический рисунок, материал (дерево под покраску) оконных переплетов, фрамуг над дверьми южного и восточного тамбуров; деревянные ставни окон первого этажа основного объема с орнаментом в виде вертикального витого узора; деревянная двустворчатая дверь с 3-частными филёнками, декорированными накладным плоским орнаментом в виде квадрифолия в центральной филенке и вертикального витого узора – подобие гильоша в верхней и нижней филенках; форма, местоположение дверных проемов. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на конец XIX в.: первый этаж, прямоугольный в плане, симметричен относительно поперечной оси, разделен двумя продольными и тремя поперечными стенами, в центре южного пролета несущими стенами выделена лестница центрального входа; выходы из коридора ведут на улицу через боковые тамбуры; второй этаж крестообразный со срединным продольным коридором, на который выходит двухмаршевая лестница. 2.8. Оформление интерьеров: подлинные деревянные ступени внутренней двухмаршевой лестницы; деревянные точеные элементы обрамления проема, ведущего на промежуточную площадку. первоначальная отделка стен и потолков. 2.9. Конструктивные элементы на последнюю четверть XIX в.: фундамент ленточный бутовый на известково-песчаном растворе; стены бревенчатые рубленные «в обло»; перекрытия плоские деревянные по балкам; полы дощатые. 3. Инженерно-техническое оборудование: две исторические кирпичные печи в западной половине здания: в угловом северо-западном помещении и помещении с запада от центральной лестницы. 4. Исторически ценное функциональное назначение: жилой летний дом для архиерея с домовой церковью. 5. Авторство: настоятель монастыря Иеромонах Зосима. 6. Художественно-культурная ценность: редкое для Сибирского региона бревенчатое загородное здание жилой архитектуры – летний (дачный) дом архиерея в формах «русского стиля» конца XIX века с оригинальным декоративным убранством, расположенный с восточной стороны от бывшего братского корпуса Успенского общежительного монастыря в его историческом комплексе.