1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта в системе городской застройки: расположен в историческом центре, на месте пересечения съезда с моста через Минусинскую протоку (улица Комсомольская) с планировочной связкой Театральной и Соборной площадей. 1.2. Композиционная значимость: важный элемент комплекса исторической застройки центра города. 1.3. Габариты и силуэт: габариты и высотные отметки здания до конька кровли на конец ХIХ в. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: раскрывается с перекрестка улиц Комсомольская и Подсинская. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики: 2.1. Объемно-пространственная композиция на конец ХIХ в. Двухэтажный дом с двухэтажным (ныне утраченным) тамбуром-сенями. Объемное решение здания (со срезанным углом) характерно для углового типа объемно-планировочной композиции постройки периода эклектики. Объемно-планировочное решение полностью подчинено конфигурации углового построения здания: угол квартала на плане тупой, все три плоскости главных фасадов здания – два уличных фасада и срезанный угол между ними образуют плавную развертку. 2.2. Конструкция крыши на конец ХIХ в.: крыша вальмовая с металлической кровлей по деревянным конструкциям. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на конец ХIХ в. 2.3.1. Северный фасад Композиция северного фасада Фасад решен в три оси. Форма, местоположение и размер проемов. Декор северного фасада: фриз, включающий в себя: двухрядный прямой зубец в шахматном порядке, трехступенчатый зубец, стоячий поребрик; межэтажный пояс с двухрядным прямым зубцом в шахматном порядке; лопатки, опирающиеся на цоколь, по которым раскрепованы фриз и межэтажный пояс; оконные проемы первого этажа лучкового завершения, обрамлены массивными плоскими наличниками с профилированными сандриками (дополненными рядом сухариков) повторяющими изогнутый силуэт завершения оконного проема; между кирпичной перемычкой и сандриком – ниша; оконные проемы второго этажа также имеют лучковые завершения и обрамлены наличниками, представляющие полувал в сечении; стойки наличников решены как полуколонки с капителями, базами и импостами; над ними – изогнутые сандрики, повторяющие форму завершений проемов, украшенные рядом сухариков. 2.3.2. Северо-западный фасад Композиция северо-западного фасада Фасад решен в одну ось. Форма, местоположение и первоначальный размер проемов. Балкон второго этажа (ныне утрачен). Декор северо-западного фасада: небольшого выноса карниз; фриз, включающий в себя: двухрядный прямой зубец в шахматном порядке, трехступенчатый зубец, стоячий поребрик; оконный проем первого этажа лучкового завершения, обрамлен массивным плоским наличником с профилированным сандриком, повторяющими изогнутый силуэт завершения оконного проема, украшенным рядом сухариков; над проемом второго этажа (первоначально – выход на балкон) – изогнутый сандрик, повторяющий форму завершения проема, украшенный рядом сухариков. 2.3.3. Западный фасад Композиция западного фасада Первоначальная композиция в семь оконных осей, разделенных вертикально лопатками на участки в три и четыре оконные оси, с примыкающей (ныне утраченной) частью – западным фасадом двухэтажного тамбура-сеней в одну ось. Форма, местоположение и размер проемов. Декор западного фасада: фриз, включающий в себя: двухрядный прямой зубец в шахматном порядке, трехступенчатый зубец, стоячий поребрик; небольшого выноса карниз; межэтажный пояс с двухрядным прямым зубцом в шахматном порядке; лопатки, опирающиеся на цоколь, по которым раскрепованы фриз и межэтажный пояс; оконные проемы первого этажа лучкового завершения, обрамлены массивными плоскими наличниками с профилированными сандриками (дополненными рядом сухариков) повторяющими изогнутый силуэт завершения оконного проема; между кирпичной перемычкой и сандриком – ниша; оконные проемы второго этажа также имеют лучковые завершения и обрамлены наличниками, представляющие полувал в сечении; стойки наличников решены как полуколонки с капителями, базами и импостами; над ними – изогнутые сандрики, повторяющие форму завершений проемов, украшенные рядом сухариков. 2.3.4. Южный фасад Композиция южного фасада (без учета примыкавшего двухэтажного тамбура-сеней) Фасад решен в три оси, средняя из которых во втором этаже – бывший дверной проем. Форма, местоположение и размер проемов. 2.3.5. Восточный фасад Композиция восточного фасада Фасад решен в семь осей и продолжен одной осью выступающей пристройки. Форма, местоположение и размер проемов. Декор восточного фасада: фасад не имеет архитектурного декора. 2.3.6. Северный фасад дворовой пристройки Композиция северного фасада дворовой пристройки Фасад решен в одну ось. Форма, местоположение и размер проемов. Декор северного фасада дворовой пристройки: фасад не имеет архитектурного декора. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на конец ХIХ в.: лицевая кирпичная кладка. 2.5. Колористическое решение фасадов на конец ХIХ в.: фасады без окраски. 2.6. Заполнения дверных и оконных проемов (облик – на конец ХIХ в.): первоначальные габариты и местоположение проемов фасадов; первоначальный характер расстекловки оконных переплетов, деревянные филенчатые ставни окон первого этажа. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров: бескоридорная. 2.8. Конструктивные элементы на конец ХIХ в.: фундамент бутовый ленточный; стены кирпичные; перекрытия плоские. 3. Художественное значение Интересный образец главного усадебного дома – составной части бывшей городской усадьбы, построенного в г. Минусинске в последней четверти XIX века. В решении уличных фасадов этого здания нашли воплощение стилистические особенности рационального направления эклектики – «кирпичного стиля». Интересная объемно-пространственная композиция, лицевая неоштукатуренная кирпичная кладка, выразительная фактура лицевой кирпичной кладки и кирпичного декора придают дому яркий неповторимый индивидуальный характер