1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение объекта в системе городской застройки Расположен в историческом центре города на пересечении улиц Ленина (бывшая Михайловская) и Комсомольская (бывшая Большая). 1.2. Композиционная значимость Важный элемент комплекса исторической застройки центра города. Формирует северо-восточную сторону одной бывшей Соборной площади. 1.3. Габариты и силуэт Габариты и высотные отметки здания на дату строительства. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи Объект раскрывается с перекрестка улиц Ленина и Комсомольская. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на сер. ХIХ в. Двухэтажное с подвалом, прямоугольное в плане, здание. 2.2. Конструкция крыши на сер. ХIХ в. Крыша вальмовая с металлической кровлей по деревянным стропилам и обрешетке. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на сер. ХIХ в. 2.3.1. Главный юго-западный фасад 2.3.1.1. Композиция юго-западного фасада Фасад решен в одиннадцать осей и имеет симметричную композицию. В центральной части фасада оконные проемы сгруппированы по три. Оконные проемы первого этажа с полуциркульными перемычками, кроме крайних осей, которые имеют прямоугольную форму. Оконные проемы второго этажа прямоугольной формы. Форма, местоположение и размер проемов. 2.3.1.2. Декор юго-западного фасада: наличники окон в виде архивольта простого профиля, украшенного замковым камнем веерной формы; широкий многопрофильный межэтажный карниз; профилированная горизонтальная тяга, на которую опираются пяты архивольтов; горизонтальные филенки; рамочные наличники с прямоугольными сандриками; подоконная тяга, под которой расположен пояс филенок с квадратной формы филенкой; дощатый руст; филенчатые лопатки; прямоугольные ниши с наличниками; горизонтальная тяга с набором плоских вертикальных элементов, компоновка которых напоминает конструкцию свирели; венчающий карниз значительного выноса с простым профилем. 2.3.2. Северо-западный фасад 2.3.2.1. Композиция северо-западного фасада Фасад решен в семь осей первого этажа и продлен восьмой осью пристройки у северного его угла. Третья ось от северного угла фасада – дверной проем, за которым следует заложенный проем. Второй этаж решен в пять осей проемов, из которых четвертый от северного угла ложный, пятый пробит на месте заложенной галереи. Оконные проемы прямоугольной формы. Форма, местоположение и размер проемов. 2.3.2.2. Декор северо-западного фасада: широкий многопрофильный межэтажный карниз; профилированная горизонтальная тяга; рамочные наличники окон второго этажа с прямоугольными сандриками; окна первого этажа без наличников; филенчатые лопатки; пряподоконная тяга, под которой расположен пояс филенок; прямоугольные ниши с наличниками; горизонтальная тяга с набором плоских вертикальных элементов, компоновка которых напоминает конструкцию свирели; венчающий карниз значительного выноса с простым профилем. 2.3.3. Северо-восточный фасад 2.3.3.1. Композиция северо-восточного фасада Фасад решен в десять осей. Окна центральной части фасада сгруппированы по три. По центральным осям крайних из этих групп устроены два входа в подвал. У северного угла возведена, квадратная в плане, пристройка. У восточного угла расположена обособленная десятая оконная ось. Оконные проемы прямоугольной формы. Формы, местоположение и размер проемов. 2.3.3.2. Декор северо-восточного фасада: широкий многопрофильный межэтажный карниз; профилированная горизонтальная тяга; рамочные наличники окон второго этажа с прямоугольными сандриками; подоконная тяга; венчающий карниз значительного выноса с простым профилем. 2.3.4. Юго-восточный фасад 2.3.4.1. Композиция юго-восточного фасада Фасад решен в шесть осей первого этажа, из которых одна ось у восточного угла ложная, третья ось от южного угла – дверной проем. Второй этаж фасада имеет четыре оси оконных проемов, из которых крайний проем у восточного угла ложный, крайний проем у южного угла соответствует проему бывшей галереи и фланкирован с двух сторон нишами заложенных проемов галереи. Оконные проемы прямоугольной формы. Форма, местоположение и размер проемов. 2.3.4.2. Декор юго-восточного фасада: широкий многопрофильный межэтажный карниз; профилированная горизонтальная тяга; рамочные наличники с прямоугольными сандриками; подоконная тяга, под которой расположен пояс филенок; филенчатые лопатки; прямоугольные ниши с наличниками; горизонтальная тяга с набором плоских вертикальных элементов, компоновка которых напоминает конструкцию свирели; венчающий карниз значительного выноса с простым профилем. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на сер. ХIХ в.: окраска по штукатурке, рустовка. 2.5. Колористическое решение фасадов на дату строительства Фасады оштукатурены и окрашены в белый цвет. Оконные, дверные заполнения, металлическая кровля – под окраску в соответствии со стилем постройки объекта (классицизм). 2.6. Заполнение дверных и оконных проемов на сер. ХIХ в.: первоначальные габариты и местоположение проемов фасадов; оконные переплеты деревянные, створные с двойным остеклением исторического рисунка, габаритов, местоположения и профиля. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на сер. ХIХ в. Планировку здания образуют одна продольная и четыре поперечные капитальные стены. Продольная стена делит дом на переднюю и заднюю половины. В передней парадной половине дома расположены три больших одинаковых по размеру зала, соединенных между собой по анфиладному принципу. В задней половине три одинаковых комнаты. 2.8. Конструктивные элементы на середину ХIХ в.: фундамент бутовый ленточный; стены кирпичные на известково-песчаном растворе, внутренние перегородки кирпичные на известково-песчаном растворе, деревянные; залы передней половины перекрыты вспарушенными сводами; перекрытия подвала – коробовые своды с надоконными распалубками; перекрытия второго этажа плоские по деревянным балкам. 2.9. Лестницы, крыльца, пандусы на сер. ХIХ в.: лестница с ограждением, выполненным деревянными точеными балясинами. 3. Историческое (мемориальное) значение: первый каменный жилой дом Минусинска; памятник, связанный с развитием музейного дела в Енисейской губернии; c мая 1879 года по 1890 год часть помещений дома занимал Минусинский краеведческий музей, основанный в 1877 г. Николаем Михайловичем Мартьяновым. 4. Художественное значение: образец жилого здания в формах позднего классицизма середины XIX века.