1. Местонахождение памятника: Троицкое кладбище г. Красноярска, северная часть сектора № 10. 2. Захоронение (могила) в полном объёме: захоронение тел (останков) людей. 3. Надгробное сооружение 3.1. Тип памятника: на высоком могильном холме двухчастный обелиск на бетонном основании, нижняя часть обелиска имеет форму прямоугольного параллелепипеда, близкого к кубу, с нишами по четырем сторонам, верхняя часть имеет форму трапеции. Обелиск завершен металлическим штандартом в виде стилизованного изображения пропеллера и крыльев (эмблема военно-воздушных войск СССР периода Великой Отечественной войны). С юго-западной стороны памятника на нижней части обелиска символический венок. К памятнику с юго-западной стороны ведёт бетонная лестница из 9 ступеней. Размеры: высота могильного холма 1,00 м, ширина лестницы 1,30 м, длина лестницы 2,20 м, высота лестницы 1,00 м, бетонное основание 1,95 х 1,95 х 0,18 м, нижняя часть обелиска 1,43 х 1,43 х 0,81 м, высота верхней трапециевидной части обелиска 1,40 м, основание трапеции 1,15 х 1,15 м, вершина трапеции 0,65 х 0,65 м, высота стилизованного изображения пропеллера и крыльев 0,54 м, общая высота памятника 2,93 м. 3.2. Техника и материалы памятника: обелиск и основание отлиты из бетона. 3.3. Ограда памятника: кованая металлическая ограда, выполненная в виде силуэта самолета, с калиткой с юго-западной стороны. 3.4. Надписи с оригинальными названиями композиций и тексты, введённые в состав памятника: с юго-западной стороны памятника в нише нижней части обелиска мемориальная доска, выполненная из металла в виде венка с надписью «Погибшим воинам летчикам. 1941–1945» (утрачена первая цифра «1» в дате «1941–1945»). В нишах с трёх сторон памятника расположены мемориальные доски с фамилиями, инициалами, званиями и годами рождения советских авиаторов, погибших в день крушения самолёта. В нише с юго-восточной стороны памятника мемориальная доска с текстом: «К-н Агапов П.Е. 1912 г.р. Мл. л-т Борисов М.В. 1920 г.р. С-на Алексеев В.К. 1909 г.р. Мл. л-т Дубовецкий Н.А. 1916 г.р. Л-т Астахов Н.В. 1915 г.р. Л-т Есин П.П. 1914 г.р. К-н Барков Д.А. 1906 г.р. Ст. л-т Ивакин Е.Ф. 1909 г.р. К-н Бобриков И.В. 1909 г.р. М-р Иванов А.П. 1906 г.р.». В нише с северо-западной стороны памятника мемориальная доска с текстом: «Ст. л-т Константинов М.П. 1916 г.р. М-р Мартынов А.А. 1909 г.р. Ст. л-т Криницкой М.М. 1920 г.р. Стр.-рад. Прохватинов Г.П. 1913 Ст. л-т Кричевский Я.М. 1918 г.р. М-р Сибекин И.Н. 1908 г.р. К-н Кучейко В.Б. 1916 г.р. Ст. с-т Соколенко В.А. 1920 г.р. Мл. л-т Люшняк Ф.Н. 1917 г.р. Ст. л-т Туваев А.Д. 1915 г.р.». В нише с северо-восточной стороны памятника мемориальная доска с текстом: «ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ Здесь покоятся летчики и техники 5 перегоночного авиаполка Красноярской воздушной трассы («Аляска-Сибирь»), погибшие при катастрофе самолета Ли-2 в аэропорту г. Красноярска 17 ноября 1942 года.». 3.5. Элементы благоустройства памятника: могильный холм обнесён поребриком. 4. Авторство памятника: автор эскиза реставрации надгробия, благоустройства могилы, произведенных в 1994 г., – красноярский архитектор А.С. Демирханов. 5. Историческое (мемориальное) значение: историко-мемориальный памятник, связанный с Великой Отечественной войной. После нападения Германии на Советский Союз между странами антигитлеровской коалиции, СССР и США, были заключены соглашения о помощи и открытии второго фронта. В результате этих соглашений была открыта трасса по перегонке военных самолётов, основной базой которой был город Фербенкс на Аляске. Трасса проходила через Уэлькаль (Чукотка), Марково, Сеньчаны и Красноярск, бывший конечным пунктом. На аэродроме г. Красноярска, находящемся в то время в районе современного мкр-на «Взлётка», 17 ноября 1942 года в 9:20 разбился транспортный самолёт ЛИ-2 с военными лётчиками, а также техническим персоналом на борту. Летчики, взлетевшие из аэропорта Красноярска, должны были быть доставлены через промежуточные аэропорты в г. Фербенкс для перегона партии военных самолетов с Аляски. Командир транспортного самолёта Ли-2 капитан Д.А. Барков получил задание на переброску лётно-технического состава 5-го перегоночного авиаполка из Красноярска в Киренск. Успешно совершив взлёт, на высоте 150 метров транспортный самолет вдруг перешел с работающими двигателями в крутой штопор. Ударившись о землю, он тут же загорелся. В результате катастрофы погибло двадцать человек, прибывших недавно для перегонки американских самолётов: старший моторист В.К. Алексеев, лётчик-истребитель лейтенант Н.В. Астахов, командир корабля капитан Д.А. Барков, командир звена истребителей И.В. Бобриков, лётчик-истребитель младший лейтенант М.В. Борисов, младший лейтенант Н.А. Дубовецкий, штурман лейтенант П.П. Есин, старший авиатехник Е.Ф. Ивакин, командир авиаэскадрильи майор А.П. Иванов, старший лейтенант М.П. Константинов, старший авиатехник лейтенант А.Д. Туваев, лётчик-истребитель В.А. Соколенко, старший инженер И.Н. Сибекин, воздушный стрелок-радист Г.П. Прохватинов, заместитель командира авиаэскадрильи майор А.А. Мартынов, лётчик-истребитель Ф.Н. Мошняк, старший авиатехник В.Б. Кучейко, старший авиамоторист Я.М. Кричевский, старший техник авиаэскадрильи М.М. Криницкий, командир авиаэскадрильи П.Е. Агапов. Так полностью погиб первый состав 5-го перегоночного авиаполка. Многие из них отличились в воздушных сражениях под Москвой и на других фронтах. Это произошло в самом начале работы секретной воздушной трассы «Аляска-Сибирь». Погибших лётчиков похоронили в общей братской могиле, кроме того, в братской могиле были похоронены погибшие при исполнении служебного долга в 1941–1945 гг. лётчики, а также военные лётчики, умершие от ран в эвакуационных госпиталях Красноярска. 6. Художественная ценность: образец советской военно-мемориальной монументалистики, выполненный в строгих и торжественных формах с использованием стилизованных символов ВВС СССР.