1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики здания Основной объект ансамбля площади Революции, оформляет её северный фасад. Симметричная композиция главного фасада закрепляет планировочную ось, в створе которой находятся памятник В.И. Ленину, центральная аллея городского парка. 2. Объёмно-пространственная композиция здания Образец крупного административного здания, выполненного в стиле советской неоклассики, Ш-образное в плане, состоит из четырёх прямоугольных корпусов. Главный, широтной ориентации протяжённый корпус коридорной планировки поднят на подсыпке, имеет высоту пять этажей и завершён глухим аттиком по всему периметру здания. Три северных корпуса, объединённых переходами, образуют два замкнутых двора. 3. Южный фасад 3.1. Композиция фасада на начало 1950 гг. Фасад симметричный, решён в семнадцать оконных осей. Центральная ось отмечена полукруглой нишей в четыре этажа, порталом главного входа и глухим ступенчатым аттиком. На стилобате первого этажа расположена массивная колоннада. По флангам корпуса глухие простенки оформлены посередине большими экседрами. В меридианальном направлении расположена широкая каменная двухмаршевая лестница. 3.2. Декоративное оформление фасада на начало 1950 гг.: восемнадцать колонн на прямоугольных базах в формах коринфского ордера; стены всего фасада оштукатурены под руст крупными блоками сперевязкой в виде цепной кладки, на стенах цокольного и первого этажей руст крупнее; оконные проёмы прямоугольной формы одного размера; окна второго этажа оформлены профилированными рамочными наличниками и сандриками треугольной формы с массивным замком по центру; лепной картуш на аттике в виде герба, обрамлённого склонёнными знамёнами; перспективный портал главного входа с филёнчатой двухпольной дверью и стеклянной фрамугой с декоративными накладками; флагшток в форме пшеничного снопа; профилированный карниз значительного выноса по всему зданию. 4. Западный фасад 4.1. Композиция фасада на начало 1950 гг. Фасад асимметричный, решён в четырнадцать оконных осей. Западный фасад главного корпуса выше протяжённого в четыре этажа северного административного корпуса в девять оконных осей. На стилобате первого этажа установлен четырёхколонный портик. В широтном направлении расположена каменная двухмаршевая лестница. 4.2. Декоративное оформление фасада на начало 1950 гг.: четыре колонны в формах дорического ордера с антамблементом формируют портик над входом западного фасада главного корпуса; стены всего фасада оштукатурены под руст крупными блоками с перевязкой в виде цепной кладки, на стенах цокольного и первого этажей руст крупнее; оконные проёмы прямоугольной формы двух размеров; по двум осям западного фасада главного корпуса проёмы по ширине меньше; окна третьего этажа через одно оформлены профилированными рамочными наличниками и сандриками треугольной формы с массивным замком по центру; межэтажный профилированный карниз под аттиком; чередующийся рисунок прямоугольных и круглых ниш по стенам аттика; профилированный карниз значительного выноса по всему зданию. 5. Восточный фасад 5.1. Композиция фасада на начало 1950 гг. Фасад асимметричный‚ решён в четырнадцать оконных осей. Восточный фасад главного корпуса выше протяжённого в четыре этажа северного административного корпуса в девять оконных осей. На стилобате первого этажа установлен четырёхколонный портик. В широтном направлении расположена каменная двухмаршевая лестница. 5.2. Декоративное оформление фасада на начало 1950 гг.: четыре колонны в формах дорического ордера с антамблементом формируют портик над входом восточного фасада главного корпуса; стены всего фасада оштукатурены под руст крупными блоками с перевязкой в виде цепной кладки, на стенах цокольного и первого этажей руст крупнее; оконные проёмы прямоугольной формы двух размеров; по двум осям восточного фасада главного корпуса проёмы по ширине меньше; окна третьего этажа через одно оформлены профилированными рамочными наличниками и сандриками треугольной формы с массивным замком по центру; междуэтажный профилированный карниз поц аттиком; чередующийся рисунок прямоугольных и круглых ниш по стенам аттика; профилированный карниз значительного выноса по всему зданию. 6. Декоративное оформление интерьеров на начало 1950 гг.: квадратный в плане вестибюль с восемью колоннами восьмигранного сечения, завершёнными капителями неклассического ордера, плоскими и пятигранными пилястрами с массивными балками перекрытия, оформленными широкими потолочными карнизами стилизованного растительного рисунка; потолочные тяги в кабинетах и коридорах; розетки различного диаметра и рисунка в кабинетах и коридорах; трёхмаршевые лестницы с внутренним колодцем по флангам и две двухмаршевые лесницы в вестибюльной зоне главного корпуса выполнены в мозаичном покрытии; потолочный лепной декор по периметру большого зала среднего северного корпуса; оформление портала дверного проёма и вентиляционных решёток большого зала среднего северного корпуса; карнизные тяги и профилированные балки большого зала среднего северного корпуса; пилястры в межоконных проёмах с капителями композитного ордера большого зала среднего северного корпуса. 7. Условия зрительного восприятия Раскрытие здания и его восприятие – с западной, южной, восточной сторон пл. Революции, ограниченной ул. Карла Маркса, ул. Обороны и ул. Горького. 8. Колористическое решение здания Монохромная гамма – терразитовая штукатурка «под шубу» в цвет природного камня, стены цоколя и первого этажей выделены более тёмным цветом.