Нематериальные особенности объекта культурного наследияДатировка: конец XIX века – дата создания. 1998-2011 годы– второй строительный период.Историческая (мемориальная) ценность: храм освящён в честь святого Никогайоса.Историко-художественная ценность: здание храма характерно для стиля Армянской купольной базилики.Историческая функция: храм Армянской апостольской церкви.Авторство: автор проекта – неизвестен.Автор проекта восстановления храма (1994-1995-е гг.) – Крымская КАРМ института «Укрпроектреставрация» (автор - архитектор Гукасян А.)Градостроительная ценность: храм является архитектурно - строительной доминантой квартала старой исторической части города Евпатория, ранее вокруг храма размещался армянский квартал.Материальные особенности объекта культурного наследияГрадостроительные характеристикиМестоположение здания: храм расположен Республика Крым, г. Евпатория, ул. Интернациональная, 44, литер «А».Охраняется: местоположение.Композиционная значимость: здание храма является высотной доминантой в окружающей застройке. Охраняется: композиционная значимость.Габариты и силуэт: форма храма купольная базилика в одной связи с колокольней. Силуэт здания вытянутый по оси запад-восток с усилением вертикальных осей колокольни и куполом основного объёма. Габариты храма в плане 30,25 х 21,20 м, высота колокольни – 13.18 м., высота центрального купола 16,68м. Охраняются: габариты и силуэт на первый строительный период.Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: основные виды на здание храма раскрываются с ближних точек территории вокруг, в связи с плотной застройкой со всех четырех сторон, дальние точки видовых раскрытий отсутствуют.Охраняются: ближние видовые раскрытия.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция здания: здание храма купольная базилика в одной связи с колокольней. Силуэт здания вытянутый по оси запад-восток с усилением вертикальных осей колокольни над портиком главного входа и куполом основного объёма на восьмигранном в плане, барабане. Структура Храма в плане –двухчастная (молельный зал, алтарь), крестообразную схему храму придают портики с запада, севера и юга, над западным портиком устроена колокольня. Колокольня, восьмигранная в плане двухярусная. Полуциркульная апсида церкви вынесена за пределы внешнего прямоугольника здания.Охраняются: объёмно-пространственная композиция здания, конфигурация в плане, этажность, высотные отметки.Крыша: крыша многоскатная по насланным деревянным стропилам. Покрытие - современное, выполнено из листов металлочерепицы, над апсидой покрытие выполнено по деревянной обрешетке из кровельного железа. Купол на восьмигранном барабане, и купол над восьмигранной ротондой западного входа - современные, частично не соответствуют проекту реставрации. Кресты, установленные на куполе основного объема и куполе ротонда, кованные из черного металла.Охраняются: - местоположение, конфигурация, форма, параметры, высотные отметки, характер исполнения, тип материала покрытие кровли, куполов и водосточной системы на первой строительный период;- местоположение, форма, размеры, тип материала крестов на первой строительный период.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: кладки наружных стен выполнена из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков на известково-песчаном растворе. Достаточно тщательная обработка лицевой поверхности фасада, подчеркивает элементы каменного декора, в результате чего сооружение получило филигранную утонченность, что характерно для Армянской церкви. На фоне такой стены, выделяются высеченные из камня, четко прорисованные декоративные детали, в данном случае — это тонко прорисованные наличники окон, профили люкарен, сложный карниз дробленных дентикул, создающих сложную светотень, которая еще больше усиливается валиками и полочками, которые чередуются. Три входа портала расположены по разным сторонам церкви: главный на западном фасаде, два других - один напротив другого - соответственно в северной и южной стенах. Эти три портала, опирающихся на 4 железобетонные колонны (современные). Над порталом западного входа, где раньше располагалась колокольня, установлена ротонда. Охраняются: - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов;- местоположение, количество, конфигурация, форма, габариты проёмов окон и дверей;- местоположение, конфигурация, форма, профиль декоративных элементов материала сохранившихся архитектурных элементов фасадов. Виды отделки фасадной поверхности: стены чистая каменная кладка, характерная для Армянской церкви, декор – высеченные из камня, тонко прорисованные наличники окон, профили люкарен, сложный карниз дробленых дентикул, создающих сложную светотень, которая еще больше усиливается валиками и полочками, которые чередуются. Охраняется: тип и характер отделки фасадов.Колористическое решение здания: стены натуральный камень (сарматский известняк), купола и многоскатная крыша – цвет красный, кресты на куполе и бельведере - черный метал.Охраняется: цвет натурального камня (сарматский известняк)Заполнение оконных и дверных проемов: здание имеет три входа: главный открыт с запада, второстепенные – с юга и севера. Двери широкие – 1,7 м, двустворчатые с тамбуром в интерьере.Входные двери современные - деревянные, полотна дверей покрыты лаком. Окна первого яруса в основной части храма – прямоугольные одностворчатые обрамлены наличниками со стрельчатыми тимпанами. Расположенные над нижними окнами южного и северного фасадов круглые поёмы окаймлены прямоугольного сечения профилями.В тимпан прямоугольного окна на алтарной апсиде вмонтирован маленький хачкар с простой орнаментацией.На световом барабане проемы прямоугольные.Оконные заполнения металлопластиковые, первичных не сохранилось, окна первого яруса закрыты декоративной сеткой.Охраняется:- местоположение, конфигурация, форма, размеры, расстекловка, рисунок, тип материала заполнения оконных проёмов с отделкой под дерево;- местоположение, конфигурация, форма, размеры, рисунок, тип материала оконных решёток; - местоположение, конфигурация, форма, размеры, рисунок, тип материала (древесина твёрдых пород) заполнения дверных проёмов. Пространственно-планировочная структура интерьеров: храм купольная базилика. Планировочная структура двухчастная: основной объем, аспида. Главный вход расположен с запада, второстепенные – с юга и севера.Охраняется: пространственно-планировочная структура интерьеров и других несущих конструкций в пределах капитальных стен, местоположение входов в здание.Конструктивные элементы: продольные несущие стены. Центральная секция среднего нефа опирается на четыре колонны, которые завершаются восьмигранным куполом. Конструктивный переход от квадрата основания к многограннику барабана осуществлён посредством наклонных плоскостей (парусов), украшенных овальными рамками.Фундаменты ленточные, каменные бутовые на известково-песчаном растворе. Цоколь сложен из обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков на известково-песчаном растворе. Отмостка восточного фасада частично соединяются с тротуарным покрытием - мощение из бетонной плитки, частично - бетонное, частично отсутствует. Кладки наружных стен выполнены из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков на известково-песчаном растворе. Углы, проемы окон и дверей из тесаных камней правильной формы. Внутренние стены выполнены из камня-известняка с последующим оштукатуриванием известково-цементным штукатуркой и окрашиванием акриловой краской. Центральная часть нефа имеет сводчатые перекрытия, малые нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Купол на восьмигранном барабане возвышается над парусами сверху четырех подпружных арок. Охраняется: местоположение, конфигурация, форма, габариты, высотные отметки, материал конструктивных элементов.Лестницы, крыльца: крыльца прямоугольные в плане, представляют собой бетонные плиты, являющиеся фундаментом для портиков входа. Лестницы на хоры, слева и справа от алтаря деревянные. На колокольню - бетонная лестница по металлическим косоурам, облицованная судакским камнем, без ограждения. Охраняется: местоположение, форма в плане, конфигурация, тип материала.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: потолки молельного зала и алтарной части декорированы лепными штукатурными тягами, лепным декором, сандрики дверных проемов выполнены из элементов лепного и тянутого профилированного гипса, капители колонн и пилястр молельного храма украшены гипсовой декором дорического ордена. На парусах - стилизованные розетки в овальных рамках. Все лепные декоративные украшения - современные. В центре храма под куполом расположено паникадило, выполненное из меди, украшенное светильниками в форме свечей и хрустальными подвесками.Охраняются: - архитектурно-художественное оформление интерьеров;- местоположение и художественное оформление колонн.Полы: полы в основном объеме храма – современные - шлифованный судакский камень. Охраняется: местоположение, тип материала.Предмет охраны может конкретизироваться при изменении степени исследованности памятника.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.