Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ханский дворец», XVI-XIX века: «Ханская мечеть», 1740-1743 годы» по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133, литера «Ш» Датировка: дата создания объекта – 1740-1743г. Сооружение мечети принято датировать 1740 годом. Об этом свидетельствует надпись над дверью ее главного входа. Мемориальная ценность: история Ханской мечети связана с историей сооружений всего дворцового ансамбля, который являлся центром политической, культурной и духовной жизни крымско-татарского государства. В 1736 году мечеть пострадала при пожаре и была восстановлена во время правления хана Селямет Герая мастером Омером. 20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. Под впечатлением от посещения была написана поэма «Бахчисарайский фонтан». В 1818 году дворец посещал Александр I. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет, в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов. В 1908 году во дворце открыли музей. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей. Исторически ценное функциональное назначение: культовое сооружение (мечеть). Историко-художественная ценность: ханская мечеть является одним из основных элементов, составляющих ансамбль Бахчисарайского ханского дворца. Органичное соединение в архитектурном облике мечети разнообразных архитектурных стилей сформировало своеобразие крымскотатарской культовой архитектуры. Градостроительная ценность: мечеть располагается на территории градоформирующего объекта – Ханского Дворца и является неотъемлемой частью общей композиции ансамбля. Материальные особенности объекта культурного наследия Градостроительные характеристики. Местоположение здания: ханская мечеть расположена на левом берегу реки Чурук-Су в историческом центре г. Бахчисарай по ул. Речная, 133. В ансамбле Ханского Дворца мечеть размещена к востоку от северных ворот, западным фасадом ориентирована на центральный двор ансамбля. Композиционная значимость: ханская мечеть композиционно уравновешивает визуальное восприятие всего комплекса со стороны городской площади и набережной реки Чурук-су. Благодаря массивности своего объёма и богатству архитектурной пластики Ханская мечеть гармонирует с другой композиционной доминантой – главным корпусом. Таким образом, формируется уникальный образ архитектурного ансамбля Ханского дворца. Силуэт, габариты: выразительный силуэт мечети сформирован массивностью основного объёма с пирамидальной крышей и двумя, фланкирующими здание с востока и запада, минаретами. Ханская мечеть представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане, трехнефное, вытянутое с севера на юг здание, габаритные размеры в плане – 29,4 х 29,55м, высота от пола галерей до конька кровли -14,3 м, высота минаретов до верха кровли – 25,74 м. Архитектурные и конструктивные характеристики Объемно-пространственная композиция: мечеть представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане, трехнефное, вытянутое с севера на юг здание. В юго-восточной части здания имеется небольшой ризалит в уровне второго яруса. С западного и восточного фасада к мечети примыкают открытые галереи с аркадами. К южной части западной галереи примыкает каменная лестница в ханскую ложу. В северной части галерей расположены минареты. В плане минареты имеют десятигранную конфигурацию до уровня балконов (шерефе), выше балкона - двенадцатигранник. Цоколи минаретов прямоугольные в плане. Мечеть имеет три входа в помещение молельного зала - с севера, через вестибюль, с запада и востока - непосредственно в помещение. В южной части западного фасада имеется два входа: на первом этаже – в образовательное помещение, на втором этаже – в ханскую ложу. Крыша: крыша над основным объёмом здания пирамидальная, четырёхскатная, увенчана алемом. Северо-западный, северо-восточный и юго-восточный углы свеса кровли скруглены. В южной части западного фасада крыша имеет трёхскатный выступ над лестницей и помещением ханской ложи. Крыши над галереями двухскатные, скаты расположены под прямым углом друг к другу. Покрытие крыш - керамическая желобчатая черепица. Крыши минаретов – двенадцатигранные конусные, увенчаны алемами, имеют металлическое покрытие. Конструкции всех крыш деревянные. Охраняются на 1740-1743 годы: местоположение, форма и размеры крыш, высотные отметки коньков и свесов, тип материала и тип кровельного покрытия. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады плоские, с двухуровневым расположением прямоугольных оконных проёмов. На фасадах ризалита ханской ложи оконные проёмы расположены на трёх уровнях. Над окнами первого уровня по всем фасадам мечети расположены разгрузочные арки стрельчатой формы с утопленными в плоскость стены тимпанами. Северный фасад симметричен, по центру расположен арочный дверной проём с деревянным козырьком, крытым черепицей, над ним. Потолок козырька оформлен полихромной деревянной подшивкой с раскладкой из профилированных реек, образующих геометрический узор. Цоколь вдоль северного фасада значительно выступает за плоскость стены в виде длинной каменной скамьи. Над дверью северного фасада и в поле тимпана над окном справа от входа расположены каменные закладные плиты с рельефным текстом, выполненном арабской вязью. Вдоль восточного и западного фасадов к зданию пристроены открытые галереи с каменными аркадами. Арки имеют слабо выраженную стрельчатую форму и опираются на каменные квадратные в сечении колонны с характерной подрезкой углов, формирующей импостную капитель и базу колонны. Между колоннами западной галереи установлено ограждение из невысоких каменных плит, а также железные затяжки в уровне пят арок, пол галереи выложен каменными плитами. Такие же элементы изначально присутствовали и в восточной галерее. Навес над лестницей в ханскую ложу выполнен в виде деревянной аркады с разновысокими колоннами и декоративными арками сложной конфигурации. Потолок и свес крыши над лестницей оформлен полихромной деревянной подшивкой с раскладкой из профилированных реек, образующих геометрический узор. Ограждение лестницы деревянное с тонкими точёными балясинами. Лестница и лестничная площадка опирается на каменную пологую трёхцентровую арку, образующую сень над крыльцом входа в образовательную комнату, расположенную под ханской ложей. Южный фасад мечети не имеет архитектурного декора. В центральной части фасада расположен выступ (уширение кладки стены), соответствующий месту расположения михрабной ниши в интерьере. В верхней части этого выступа расположен круглый оконный проём. Дверные проёмы имеют арочное завершение. Фасады минаретов оформлены горизонтальными профилированными тягами в цокольной части и в основании десятигранного ствола. В уровне крыш галерей прямоугольная форма цоколя переходит в гранёную форму ствола минарета посредством талуса с гранями складчатой формы. В верхней трети минаретов расположен балкон (шерфе) с богато декорированным резным каменным ограждением. Охраняются на 1740-1743 годы: характер и композиционная структура архитектурно-художественного оформления фасадов; местоположение, конфигурация, размеры оконных и дверных проёмов; местоположение, конфигурация, размеры, материал сохранившихся каменных аутентичных конструкций и элементов декоративного оформления аркад западной и восточной галерей; местоположение, высотные отметки, конфигурация, размеры, материал, рисунок и характер исполнения декора сохранившихся каменных аутентичных элементов декоративного оформления минаретов; местоположение, форма, размеры, тип материала, характер декоративного оформления деревянных конструкций и архитектурных элементов; местоположение, размеры, материал, текст каменных закладных плит на северном фасаде. Виды отделки фасадной поверхности: наружные стены выполнены из камня-известняка, оштукатурены известковым раствором с добавлением волокон растительного и животного происхождения. Поверхность стен минаретов и аркад галерей – шлифованная поверхность без отделки, поверхность заполняющей кладки между арками галерей – нешлифованная выровненная по фасадной плоскости кладка. Охраняется на 1740-1743 годы: характер отделки. Заполнения дверных и оконных проемов: окна первого уровня, второго уровня восточного фасада, второго уровня южного фасада в пределах ханской ложи - деревянные двустворчатые одинарные, с железными кулачковыми коваными решётками. Заполнения оконных проёмов на втором уровне северного фасада комбинированные - деревянные двустворчатые одинарные, с фасадной стороны – витражи с гипсовыми переплётами. Заполнения оконных проёмов на втором уровне западного фасада комбинированные - деревянные двустворчатые одинарные, с фасадной стороны – витражи с деревянными переплётами, такие же заполнения в проёмах второго уровня на северном и западном фасаде ханской ложи, но с коваными железными кулачковыми решётками, установленными между внешним и внутренним оконным заполнением. Заполнения оконных проёмов на втором и третьем (в пределах ханской ложи) уровне южного фасада – витражи с гипсовыми переплётами. Дверные заполнения деревянные, одинарные, двупольные, глухие. Охраняются: месторасположение, тип материала, конфигурация, размеры, рисунок переплётов оконных заполнений; материал, цвет сохранившихся аутентичных стёкол, рисунок, тип материала и сечение профилей переплётов в витражах; месторасположение, тип материала (твёрдые породы дерева), конфигурация дверных заполнений по аналогам на первый строительный период мечети; месторасположение, материал, конфигурация, размеры, рисунок отделки входной двери северного фасада. Пространственно-планировочная структура интерьеров: основное помещение мечети – двухсветный молельный зал. Зал разделён на три нефа двумя четырёхпролётными аркадами. По второму уровню молельного зала устроена антресоль, представляющая собой деревянную конструкцию перекрытия, расположенную по трём сторонам зала (восточной, северной и западной) между несущими стенами и аркадами. Северная часть здания двухэтажная, отделена от молельного зала несущей стеной. На первом этаже располагается вестибюль, на втором – помещение, сообщающееся с антресолью через широкий проём в стене. В юго-восточном углу молельного зала выделен двухэтажный объём, включающий в себя помещение, предназначенное для образовательных целей (на первом этаже) и ханскую ложу (на втором этаже). «Тамбур» ханской ложи расположен над южной частью западной галереи и образует ризалит на западном фасаде мечети. Охраняются на 1740-1743 годы: пространственно-планировочная структура интерьеров в целом; конфигурация и размеры антресоли в плане, высотные отметки перекрытия антресоли; конфигурация и размеры в плане помещения ханской ложи с тамбуром и помещения, расположенного под ней, высотные отметки пола, потолка; высотные отметки поверхности потолка молельного зала. Особенности планировочных связей помещений: в помещение молельного зала предусмотрено три основных входа: центральный вход с севера, через помещения вестибюля и два боковых входа из пространства западной и восточной галерей. Также в зал можно попасть из западной галереи через помещение комнаты, расположенной под ханской ложей. В западной и восточной стенах вестибюля расположены входы на лестницы внутри минаретов. Два входа на лестницы, ведущие на антресоль, расположены в северной стене молельного зала в створе с аркадами. Со второго яруса можно попасть в смежный с мечетью свитский корпус через дверь, расположенную в северо-западном углу здания. Вход в ханскую ложу автономен, осуществляется через «тамбур» по наружной лестнице в юго-западной части здания. Охраняется на 1740-1743 годы: характер организации планировочных связей помещений. Конструктивные элементы: Охраняются на 1740-1743 годы: месторасположение, габаритные размеры, материал каменных стен, колонн, аркад, фундаментов здания мечети; месторасположение, сечение, материал железных затяжек в аркадах; месторасположение, габаритные размеры, форма, материал, колонн, аркад, фундаментов восточной и западной галерей; месторасположение, сечение элементов, тип материала, габаритные размеры деревянных колонн; месторасположение, сечение элементов, тип материала, габаритные размеры конструктивная схема, высотные отметки деревянных перекрытий первого этажа и перекрытия антресоли; месторасположение, конструктивная схема, тип материала, габаритные размеры деревянных конструкций крыши; месторасположение, габаритные размеры, высотные отметки стен минаретов, конструктивная схема минаретов; материал и тип кладки западного минарета; материал и тип кладки двенадцатигранной и цокольной части восточного минарета; тип материала и тип кладки десятигранной части ствола восточного минарета. Лестницы, крыльца, пандусы: крыльцо главного входа на северном фасаде полукруглое в плане, каменное, с пятью ступенями (шесть подъёмов). Аналогичное крыльцо, но с тремя ступенями (четыре подъёма) расположено при входе на западную галерею. В ханскую ложу ведёт каменная лестница с деревянным ограждением, вынесенная за плоскость фасада западной галереи. Лестница опирается на арочную каменную конструкцию с одной угловой колонной. Под лестницей расположен вход на западную галерею с двумя ступенями (три подъёма), фланкированный двумя каменными скамьями. Внутри здания расположены две винтовые каменные лестницы в теле кладки северной стены молельного зала. Внутри минаретов расположены винтовые каменные лестницы для подъёма не балкон (шерфе), являющиеся частью конструктивной системы минаретов. Охраняются на 1740-1743 годы: месторасположение, характер и тип кладки, размеры, высотные отметки, конфигурация элементов, материал сохранившихся аутентичных элементов конструкций, тип материала реставрированных фрагментов; конструктивная функция кладки винтовых лестниц в минаретах. Архитектурно-художественное оформление интерьеров (декоративные элементы интерьера): стены в интерьере молельного зала и вестибюля оштукатурены и покрашены. В южной стене молельного зала расположена алтарная ниша – михраб, богато декорированная резными каменными деталями. По периметру михраб оформлен прямоугольным гипсовым порталом с рельефным растительным орнаментом. В южной стене вестибюля по обе стороны двери расположены две михрабные ниши, украшенные объёмной каменной резьбой. Оконные проёмы нижнего уровня обрамлены выступающим и за плоскость стены каменными наличниками прямоугольной формы. Потолок деревянный, декорирован раскладкой из тонких реек, образующих геометрический узор в виде сетки с квадратными ячейками. В потолке над центром молельного пространства расположен деревянный кессон с полихромной раскраской и рельефной резьбой. Колонны аркад оформлены подрезкой углов и импостными капителями в основании арок. Полы вымощены крупными каменными плитами. Пол в пространстве перед южной стеной приподнят относительно остального пространства. Справа от михраба у южной стены расположена кафедра проповедника – мимбар, представляющий собой деревянное, богато украшенное резьбой и деревянной инкрустацией возвышение с лестницей и сенью для проповедника. Деревянные конструкции антресоли декорированы при помощи профилирования видимых концов балок перекрытия, подрезки углов колонн и профилирования консольных элементов колонн. Деревянные ограждения антресоли в поворотных точках украшены резными навершиями. Потолок перекрытия антресоли оформлен аналогично потолку молельного зала. Деревянный фасад ханской ложи со стороны молельного зала оформлен деревянной подоконной панелью с резными элементами. Видимые концы несущих балок перекрытия профилированы. В интерьере стены «тамбура» ханской ложи в первом уровне облицованы квадратными майоликовыми плитками с растительным орнаментом, второй уровень оформлен росписью в виде фигурной аркады и поверхности, имитирующей текстуру мрамора. Потолок деревянный, оформлен плафоном из трёх квадратов с утопленной центральной частью, декорированной сложным геометрическим узором из деревянных реек с росписью растительным орнаментом и резной объёмной розеткой в центре. Боковые квадраты плафона оформлены аналогично потолку молельного зала. По периметру центрального квадрата плафона выполнен бордюр с растительным орнаментом. Весь плафон оконтурен тремя бордюрами с различными растительными орнаментами. Стены ближней к молельному залу комнаты ханской ложи оформлены росписями в виде аркады на фоне панелей, имитирующих текстуру мрамора. В центре южной стены выполнена роспись - имитация михраба. Оконные проёмы оконтурены контрастными безорнаментными бордюрами. Потолок декорирован плафоном, покрытым диагональной сеткой с квадратными ячейками, сформированной полосками лепных объёмных растительных элементов с позолотой. По периметру плафон обрамлён падугой с росписью в виде растительного орнамента. Дверной проём между помещениями ханской ложи имеет сложное арочное завершение. Охраняются на 1740-1743 годы: общий характер архитектурно-художественного оформления интерьера молельного зала, вестибюля; месторасположение, размеры, материал аутентичных элементов, характер и рисунок декоративного оформления михраба; месторасположение, размеры, колористика, материал, характер и рисунок декоративного оформления мимбара; месторасположение, размеры, форма, сечение профилей, тип материала декоративных элементов деревянных конструкций антресолей и декоративных потолков; тип и характер кладки, высотные отметки, материал каменных полов молельного зала; месторасположение, размеры, сечения профилей, материал аутентичных элементов декоративного оформления фасада ханской ложи со стороны молельного зала. Охраняются на 1740-1743 годы, включая последующие строительные периоды и реставрационные работы 2010 года: общий характер архитектурно-художественного оформления интерьера ханской ложи, материал, месторасположение майоликовой облицовки стен; характер оформления, рисунок, колористика росписей стен; характер оформления, рисунок, колористика, тип материала лепных и деревянных объёмных элементов декора потолков. Элементы монументального искусства: оконные и дверные проёмы на северном и восточном фасадах, поле западной стены ризалита на западном фасаде, аркада навеса над входом в ханскую ложу оформлены декоративными росписями, имитирующими текстуру мрамора, разнотекстурную кладку, растительными орнаментами. В простенках между окнами второго уровня на западном и восточном фасадах расположены фасадные росписи в виде каллиграфических композиций с текстами религиозного содержания. Охраняются: месторасположение, размеры, рисунок, колористика, текст, тип техники исполнения разновременных монументальных росписей (уточняется в процессе комплексных научных исследований, в том числе химико-технологических, в рамках проекта реставрационных и консервационных работ по живописи).