Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Античный каменный склеп – «Склеп Деметры», IX - IV в. до н.э., расположенного по адресу: Республика Крым, г.Керчь, ул.Братьев Перепелицы, 21. Дата сооружения (постройки) – дата сооружения склепа I – II вв. н.э. Местоположение и объемно-пространственные характеристики – местоположение склепа: г.Керчь, ул.Братьев Перепелицы, район автовокзала. Видовые раскрытия с улицы Лейтенанта Бувина. Камера склепа построена на глубине 5,4м от дневной поверхности земли на глинистом склоне у истоков древней речки, которая прежде впадала в Мелек – Чесме. Территория в установленных границах. Территория объекта – охраняются слои антропогенного происхождения в границах участка, включающие археологические движимые и недвижимые объекты античного времени. Объемно-пространственное решение – охраняются габариты прямоугольной в плане погребальной камеры (2,20х2,75м) с полуциркульным сводом. Объемно-планировочное решение – охраняется планировка погребальной камеры и входного портала в склеп. Конструктивная система: стены погребальной камеры сложены из прямоугольных блоков тесаного камня местного известняка-ракушечника. – Охраняется: местоположение, габариты, конфигурация, материал (известняк), техника кладки (кладка насухо, частично выполнена на отмученном глиняном тесте). Стены оштукатурены, поверх штукатурки нанесен красочный слой. Пол глиняный. Перекрытие погребальной камеры, выполненное в виде полукруглого свода. – Охраняется: местоположение, габариты, конфигурация, материал (известняк), техника кладки (лицевая кладка из прямоугольных блоков тесаного камня, без раствора). Архитектурно-художественное решение: земляная насыпь отсутствует. Погребальная камера находится на глубине 5,4 м от современной дневной поверхности Оформление портала входа в погребальную камеру: прямоугольный проем с небольшим выступом над проходом с полукруглым завершением. – Охраняется: местоположение, габариты, конфигурация, материал (известняк), техника кладки (лицевая кладка из прямоугольных блоков тесанного камня, без раствора). Отделка пола погребальной камеры – глина. – Охраняется: местоположение, габариты, конфигурация элементов, материал (глина). Уточняется в процессе исследований Декоративное оформление стен и свода погребальной камеры: оштукатуренные стены (в них имеются три ниши), а также свод склепа украшены росписью. Линия начала свода условно обозначена декоративным сухарным карнизом, который исполнен красками так, что создается иллюзия его скульптурной рельефности. Рельефность карниза достигнута определенным подбором красок: внизу идет черная узкая полоса, вверху голубая; теневые стороны сухариков выведены желтой краской, освещенные стороны их и промежутки между ними обозначены белой краской. По обеим сторонам каждой ниши написаны лишь ветки винограда. Пространство ниш окрашено в чёрный цвет с белыми пятнами. На восточной, западной и южной стенах ниши обрамлены орнаментом в виде веток винограда с гроздьями черных ягод. На каждой стене помещены по две ветки, расположенные по обе стороны ниши. Причем на западной и южной стенах ветви развернуты побегами к нишам, а на восточной обе ветви идут слева направо. Изображения ветвей заполняют верхнюю часть стен. Листья выполнены чёрной, зелёной и белой красками, стволы — чёрной и жёлтой, усики — черной, ягоды — черной краской с белыми бликами. В настоящее время краска на листьях частично осыпалась. Основные сюжетные сцены размещены в люнетке (южная стена) и плафоне. По одной фигуре изображено справа и слева от входа. Направо от входа изображена женская фигура Калипсо с наброшенным на голову покрывалом в знак траура. Слева от входа представлен обнажённый, но обутый в сандалии с крылышками бог Гермес, держащий в руке свой жезл — кадуцей. В представлениях греков, Гермес и Калипсо встречали души умерших у входа в Аид и провожали их в загробное царство под землёй; поэтому-то и здесь в склепе они изображены у входа. Полукруглое поле стены (люнетка) над входом расписана изображением пышных ярких гирлянд, состоящих из растительных веток, скомбинированных с различными плодами (груши, яблоки, гранаты). Все это должно было символизировать райскую обитель блаженных, в которую попадают души после смерти. Противоположная люнетка занята изображением мифологической сцены похищения Коры-Персефоны, дочери богини Деметры, богом преисподней — Плутоном. Все свободное пространство люнетки, не занятое фигурами, заполнено, как и на потолке, разбросанными лепестками и листьями. Интересно, что фигуры помещены на простенках без каких-либо рамок, не обозначена даже почва, на которой стоят или движутся изображенные герои мифа. Над фигурами были написаны их имена. Были подписаны и изображения Деметры и Плутона. Высота букв 0,02 м. Однако сейчас многие буквы утрачены. Направо от входа (западный простенок северной стены) находится изображение нимфы Калипсо. Она изображена прямо, с легким поворотом тела влево (0,90 м от пола). Одета нимфа в длинный хитон синего цвета. Над изображением надпись её имени. На левом восточном, более широком простенке, на высоте 0,88 м от пола, была помещена фигура Гермеса. Над фигурой надпись её имени. М. И. Ростовцев пишет, что Гермес был изображен нагим, с густой шапкой черных волос. Обут Гермес в синие сандалии, над которыми из щиколотки вырастают крылышки тоже синего цвета. Тело не моделировано, мускулатура ничем не обозначена. Высота фигуры Гермеса - 0,54м. В люнетке южной стены склепа — сцена похищения Коры (дочери богини Деметры) Плутоном. Все пространство люнетки, не занятое изображением, по описанию М. И. Ростовцева, было заполнено разбросанными в беспорядке бледно-зелёными острыми листьями и розовыми лепестками сердцевидной формы, которые сейчас едва различимы. По обе стороны центральной стены над карнизом было изображено по птичке. Плутон увозит Кору на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Сохранилось изображение колесницы. Её узкий и длинный кузов тёмно-лилового цвета (у М. И. Ростовцева — розовый) украшен по краям фризом с точеным орнаментом, а в центре побегами (сохранился контур рисунка). Кузов укреплен на двух колесах, второе колесо только намечено. В изображении нет перспективы. Лошади, пара вороных и пара гнедых, выглядят ненатурально. Колесница, лошади и управляющий ими мальчик изображены рядом, но ничем не связаны друг с другом. Фигуры Плутона и Коры имеют многочисленные сколы. Мы можем увидеть теперь лишь голову Плутона и край одежд Коры и Плутона. В начале же века сохранность живописи позволила увидеть М.И. Ростовцеву, что в изображении Плутона были нарушены пропорции тела, схематично нарисован темно-синий плащ. Русые волосы и борода образовывали рамку вокруг лица. Усы и губы были не связаны друг с другом, нос имел вид деревянного обрубка. Хорошо были выписаны глаза — большие и широко открытые. Левой руки у Плутона не было, а правой он держал маленькую «куклообразную» женскую фигурку в светлом хитоне с русыми волосами. Над лошадьми видна миниатюрная фигурка возничего, который держит в одной руке поводья, в другой — кнут. Внешность Плутона имеет восточные черты: лицо обрамлено густой окладистой бородой, сливающейся с пышной курчавой шевелюрой. Сводчатый потолок склепа украшен изображением растительных гирлянд, плодов, перехваченных лентой, пучков маков и птиц, сидящих на гирляндах. Самой замечательной частью росписи склепа является изображение богини Деметры в центральном плафоне. Он находится в центральной части круглого свода, окаймленный венком медальон, внутри которого на тёмно-оливковом голубоватом фоне написано погрудное изображение богини Деметры. Пышные каштановые волосы окаймляют строгое лицо богини и падают на плечи. Шея охвачена золотым ожерельем, ниже видна часть синего хитона, покрывающего плечи и грудь. Сжатые губы, широко открытые скорбные глаза, устремленный вдаль взор убедительно и с большой экспрессией передают душевное состояние матери, бродящей в поисках дочери и напряженно вглядывающейся вдаль. Красочный слой на своде склепа во многих местах осыпался. На частично сохранившемся зеленом фоне изображен женский бюст. Манера и техника изображения говорят о высоком мастерстве художника. Особую психологическую выразительность образу богини придают глаза. Их взгляд серьёзен и печален. Слегка смягчают впечатление строгости волнистые каштановые волосы. В ином стиле выполнена картина похищения Коры-Персефоны. Здесь наблюдаются значительная обобщенность и плоскостность фигур, стремление к геометризации форм, несоблюдение пропорций и, как следствие этого, анатомические неправильности. Вместе с тем художник старается тщательно передать некоторые детали, которыми он как бы желает подчеркнуть реальность изображенных образов и предметов (таковы узоры на колеснице, кнут и поводья в руках возничего и т. д.). Люнетка над входом заполнена сложным рисунком ветвей аканфа и гирлянды из листьев, ветвей и плодов. Изображение было размещено по розовато-белому фону, цвет которого в настоящее время серо-жёлтый. Основу гирлянды составляют побеги аканфа, расходящегося волютами в разные стороны. В центре люнетки оба стебля сходятся в густо сплетенной гирлянде. Центральные и боковые части гирлянды кончаются пышными султанами перистых листьев. Свободные промежутки центрального ее звена заполнены вырастающими снизу двумя ветками с листьями. Среди гирлянд и листьев сохранились изображения различных плодов и птиц. Орнаментальная часть живописного украшения свода лишь просматривается. Местами сохранились контуры плодов граната, очертания птиц, следы от гирлянды. По описанию М. И. Ростовцева, бюст Деметры обрамлял венок, перехваченный розовой лентой, концы которой симметрично спускались вниз (сохранилась только одна тесемка). Весь розовый фон свода был усеян гирляндами, изображением птиц, плодов. С северной и южной сторон плафона были написаны по букету из 6 маков, перевязанных лентой. Один конец ленты был розового цвета, другой — голубого, посередине бант. С двух других сторон плафона было изображено по три гранатовых ветки, каждая с одним плодом. Ветки также перехвачены розовой лентой с бантом посередине. С обеих сторон гранатового букета — изображения стилизованных гирлянд из веток лавра с ягодкой между каждыми двумя листьями. На каждой гирлянде сидела птичка, обращенная головкой к центру плафона. Сейчас сохранился лишь хвостик птички сине-зеленого цвета на западной стене. Все стены склепа, простенки возле входа, внутренняя поверхность ниш покрыты двойным слоем штукатурки. Первый слой на поверхности свода — белого цвета. Вторым, верхним слоем темно-розового оттенка от примеси толченой керамики, оштукатурены стены склепа. Плафон и люнетки покрыты двойным слоем белой штукатурки с небольшой примесью толченной керамики, от чего штукатурка приобрела лишь легкий розоватый оттенок. – Охраняется: местоположение фресок, существующие в настоящее время, габариты, конфигурация рисунков, техника (оштукатуренный сены расписанные техникой фрески), количество уточняется в процессе исследований