Градостроительные характеристики:Территория памятника. В исторических границах «Угол ул, Свердлова и ул. К. Маркса». Расположение и габариты здания собора. Относительно красной линии застройки. Расположение и габариты ограды. Относительно красной линии застройки. Тип пространственной организации двора. Двор в исторических параметрах ограды.Визуальные связи и доминирующее положение. Значительная высота колокольни (около 60 м) и выразительный силуэт её завершения обеспечивает зданию важную роль в общей панораме города: со стороны городища (горы Ивана Рыльского). со стороны Слободки, Сеймских мостов, а также в системе визуальных взаимосвязей с другими памятниками города и окрестностей: городскими храмами, ансамблем Свято-Николаевского монастыря.П. Исторические особенности:Собор обладает мемориальной ценностью: бывшая соборная площадь (в настоящее время - городской сквер) являлась местом проведения молебнов с чудотворными иконами и юбилейных парадов; в южном приделе - место упокоения строителя храма купца 1-й гильдии, почётного гражданина г. Рыльска И.Ф. Фон-Филимонова (1760-1816); собор - вторая кафедра правящих Курских архиереев (с 1840 г.); здесь служили епископы Рыльские Никодим Кононов (в 1911-1913), Павлин Крошечкин (в 1921- 1922), Иоанн Патин (в 1929-1932), позже прославленные в лике святых.П1. Архитектурно-эстетические особенности:Собор.Монументальная крестовокупольная композиция кирпичного трёхпрестольного храма (габариты 25,5 х 28,0 м (более 17 тыс. куб. м), увенчанного пятиглавием, четырёхстолпного с четырехъярусной колокольней (ок. 60 м), плотно примыкающей к нему с западной стороны. Внутристенные ходы и каменные лестницы, ведущие на хоры и колокольню.Кирпичные несущие стены, сводчатые и купольное перекрытия.Фасады: подкупольный световой барабан. Габариты, архитектоника, общее архитектурное решение в классицистическом стиле, материал фасадной поверхности, очертание и расположение оконных проёмов и их обрамления; архитектурные детали (карнизы, обрамления окон, пилястры, филенки, пояски).Фасады: северный, южный, восточный, западный. Габариты, архитектоника, общее архитектурное решение в классицистическом стиле, материал фасадной поверхности, очертание и расположение оконных и дверных проёмов; архитектурные детали (карнизы, руст, наличники окон и дверей). 4-х колонные портики входов ионического ордера на высоких подиумах ризалитов и каменные ступени с севера и юга. С западной и восточной сторон здания декоративные портики ионического ордера: из вплотную приставленных к стенам ризалитов трёхчетвертных колонн. Кирпичные ограждения северной и южной паперти. Печная труба со стороны северного фасада.Металлические элементы. Решётки во всех окнах первого этажа. Кованые каркасы дверных полотен северного, южного и западного входов, с задвижками.Интерьеры. Пространственно-планировочная композиция. В интерьере храма четыре массивные опоры со сложной конфигурацией треугольного очертания их плана делят пространство четверика на девять взаимосвязанных ячеек. В центральной ячейке четыре подпружные арки и сферические паруса несут огромный, диаметром около 10 м световой барабан, перекрытый сферическим куполом. Во всех остальных ячейках своды глухие, в «рукавах креста» — цилиндрические, с распалубками от арочных проемов, соединяющих их с угловыми ячейками храма.Окна расположены в два света. В западном рукаве главного «креста» - хоры, открытые во внутреннее пространство центрального нефа на каменном своде. Вход на хоры по внутристенной лестнице в юго-западном углу здания.Интерьер. Декоративное решение. Фрагменты декора, выполненные в традициях классицизма. Пяты больших подпружных арок с поддержкой их круглыми колоннами с фрагментами коринфских капителей, приставленными к боковым сторонам центральных подкупольных опор. Нижняя поверхность западной арки с фрагментами декора лепных розеток, мотив которых повторяется в трехчастном антаблементе, в основании большого светового барабана, с фрагментами триглифов, фризом и лепным, сильно вынесенном карнизом. Элементы и детали штукатурных тяг карнизов, огибающие архивольты больших подпружных арок, а также арки окон большого светового барабана.Колокольня.Четырехъярусная колокольня (ок. 60 м) примыкает к храму с западной стороны. Квадратная в плане (ок. 8,5 х 8,5 м), и соединяется с ним небольшим переходом, образованным скруглёнными стенами. На втором ярусе — звонница курантов, на четвертом — четырехсторонние часы и помещение часового механизма. Внутристенный ход и каменная лестница в северо-западной части храма, ведущие на колокольню через хоры храма и далее по внутристенной лестнице северной стены, соединяющей храм с колокольней. Внутреннее крестообразное, перекрытое сводами пространство нижнего яруса колокольни.Конструкции, строительные материалы, закладные детали. Кирпичные несущие стены, сводчатые перекрытия. Металлический каркас шатра. Металлические закладные детали - кольца, в стенах хода лестницы на колокольню в северо-восточной части храма.Фасады. Архитектура колокольни решена в традициях классицизма с влиянием более ранних приёмов эпохи барокко. Три нижних яруса колокольни близки между собой по их композиционному решению, но демонстрируют постепенное ступенчатое уменьшение их объемов от низа к верху. Основной мотив убранства фасадов этих ярусов — компактный шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. В центральном интерколумнии портиков - арочные проемы. В нижнем ярусе - арки входов, во втором и третьем — арки звонов. Нижний ярус колокольни в своих пропорциях и характере декора фасадов согласован с фасадами храма: горизонтальные тяги карнизов непосредственно перетекают с фасадов храма на нижний ярус колокольни, окна нижнего и верхнего света в переходе имеют аналогичное храму устройство. Аналогичны и капители колонн, имеющих меньший диаметр (ок. 0,80 м).Каждый из ярусов колокольни на самостоятельных цоколях. Между первым и вторым ярусами - дополнительный аттиковый этаж или ярус, прорезанный полукруглым окном. Такое же окно - в тимпане фронтона второго яруса колокольни. Четвертый ярус — кубическая «часовая башня», увенчанная лучковыми фронтонами и высоким шпилем.Интерьер. Вход на яруса колокольни проходит в северо-западной стене храма (а так же через хоры) и далее по внутристенной лестнице северной стены, соединяющей храм с колокольней. Внутреннее пространство уровней, повторяет арочные проёмы и круглые проёмы фасадов.Колокольные часы (куранты). Корпус с мостами. Ангренаж колёсный (совокупность колёс и мостов механизма). Авторские клейма «1816», «Алексей», «Илья», «Палутины» «Тула». Именники под слоем защитной краски на зубчатых колесах и барабанах с датой «1809» - 5 штук.IV. Художественно-эмоциональная ценность:Монументальная и представительная объёмно-пространственная композиция памятника (более 17 тыс. куб. м) включает в себя: трёхпрестольный Соборный храм во имя Успения Божией Матери и грандиозную (около 60 м) четырёхъярусную колокольню, плотно примкнувшую к нему с западной стороны. На третьем ярусе колокольни - звонница, на четвертом - четырехсторонние часы. Подобному решению многоярусной колокольни отдавали предпочтение в городах и селах, стоящих по берегам судоходных рек. То есть высотное сооружение – с часами, колоколами и шпилем — это и колокольня, и маяк, и пожарная вышка одновременно.Значительная высота колокольни и выразительный силуэт её завершения обеспечивает зданию важную роль в общей панораме города и системе визуальных взаимосвязей с другими памятниками городского ансамбля, такими как древнейшие постройки Николаевского монастыря, городские храмы и др.V. Функциональная ценность:В результате проведения ремонтно-реставрационных работ 1999- 2013 гг. были полностью восстановлены разрушенные и аварийные конструктивные и архитектурные элементы собора: восстановлены своды здания, кресты, кровля центрального купола, постаменты и малые главки храма и колокольни, кровля храма и шатра колокольни, ремонт яруса хоров, штукатурные работы интерьера собора, штукатурные работы фасадов собора (в процессе работ) и восстановление фасадов колокольни с лепным декором, произведена замена всех оконных и дверных блоков, ремонт пола, восстановлен механизм и циферблаты соборных курантов
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.