Историческая ценность:датировка объектов: - 1834, 1911 гг.; функциональное назначение объекты религиозного культа и погребальной культуры; значительная сохранность, узнаваемость облика зданий на время их строительства; объекты ансамбля - духовный исторический центр, свидетель основных вех жизни многих поколений соотечественников (их крещения, венчания, исповедального очищения, молитв, обретение веры, отпевания). Прицерковная площадь - место проведения молебнов и крестных ходов. Территория внутри и вблизи границ церковной ограды при церкви и вокруг мавзолея - мемориальное пространство (некрополь) устроителей храма, церковнослужителей, фамильного кладбища.Градостроительная охрана:Территория ансамбля.Монументальные здания церкви и мавзолея расположены на церковной и кладбищенской территории на невысоком пологом пространстве северной исторической части сельского кладбища села Фитиж у старинного тракта - сельской улицы (ныне ул. Лебедевка).Территория в границах бывшей церковной ограды и вблизи неё, вокруг мавзолея в границах бывшего фамильного некрополя Стремоуховых.Расположение и габариты зданий ансамбля. Характер рельефа.Захоронения на территории памятников.Местоположение объектов ансамбля, их градостроительные характеристики, роль в композиционно-планировочной структуре исторической части села Фитиж, на северной окраине кладбища вблизи улицы Лебедевки.Визуальные связи и доминирующее положение в сельской среде.Объекты ансамбля храм и мавзолей замыкают перспективы с улицы Лебедевки и примыкающих сельских дорог вокруг прицерковной площади и сельского кладбища. Являются главными монументальными доминантами села и его окрестностей, видимой на значительном расстоянии в панораме села и гидросистемы озера Фитиж. Доминируют в пространстве исторической среды бассейна видимости объектов культурного наследия.Визуальные связи объектов С улиц Лебедевка и внутри кладбищенских секторов направлений раскрытия объектов ансамбля.Архитектурная охрана:«Церковь Иконы Божией Матери Живоносный Источник», 1834г.Объёмно-пространственная и планировочная композиция на время строительства объекта:Основной объём на высоту от уровня фундамента до крыши на период строительных этапов первой трети XIХ в.Бесстолпный одноглавый храм, в формах позднего классицизма выполнен в четырёхчастной объёмно-планировочной композиции. Основу объёмно-пространственного решения организует кубический массивный объём, предназначенный для завершения его большим световым барабаном, увенчанным массивным куполом со сферической главкой на малом барабане (уточняется в ходе реставрационных работ).Планировка, приближенного к крестообразному в плане, здания храма имеет четырёхчастную композицию и состоит из примыкающих к центральному кубическому объёму с востока и запада, прямоугольных равных по пропорциям в плане и высоте алтаря и трапезной. К трапезной с запада, примыкает уширенный относительно нее притвор - нижнего яруса колокольни (число ярусов и характер архитектуры колокольни уточняется в ходе реставрационных работ).Центральный (глухой, без окон) четверик имеет с север и юга дверные проёмы.Планировка, сводчатые конструкции, перекрытия и покрытие храма, характер всех завершающих объёмов уточняется в ходе реставрационных работ).Композиция и архитектурно-художественное решение фасадов в целом и отдельных их деталей:Габариты, архитектоника, общее архитектурное решение, материал фасадной поверхности - кирпич, с последующей штукатуркой и покраской. Декоративное оформление выполнено в кирпичной кладке и лепном декоре.Оконные и дверные проёмы прямоугольной формы с прямыми и полуциркульными перемычками.Объем здания завершен небольшого выноса карнизом. Плоскости северной и южной стен трапезной и алтаря прорезаны композициями из трёх сближенных прямоугольных высоких и зауженных окон, объединённых широким обрамлением. Северная и южная стены притвора имеют прямоугольные в широких обрамлениях окна (характер обрамлений окон уточняется в ходе реставрационных работ). Восточный фасад глухой, без проёмов, акцентирован четырьмя гладкими лопатками, равномерно распределенными в ее плоскости. Западный фасад имеет один прямоугольный входной проём, по бокам которого, ближе к углам, размещены широки гладкие лопатки.Все завершающие храм конструкции и объёмы, их архитектура, а также портики входов (уточняются в ходе реставрационных работ).Конструкции и строительные материалы:Храм выложен из кирпича с последующей штукатуркой и покраской. Оконные решётки - металл, ковка.Сводчатые конструкции, характер отделки уточняется в ходе восстановления объекта.Интерьер храма отличается единством внутреннего пространства. Основной развитый вверх центральный объём имеет мощные угловые пилоны, для опоры подпружных арки с парусами, несущих барабан и купол.Сводчатые конструкции характер отделки помещений уточняются в ходе реставрационных работ.Архитектурная охрана:«Мавзолей дворян Стремоуховых», 1911 г.Объёмно-пространственная и планировочная композиция на время строительства объекта:Основной объём на всю высоту объекта на период строительных этапов 1910-е гг.Здание выполнено в формах архитектуры периода ретроспективизма, развитого в направлении русского неоклассицизма, с характерной пропорциональностью, исполненной в строгом и логическом порядке и симметрии композиции, с тщательной качественной проработкой деталей.Двухуровневое здание, исполненное в монолитном железобетоне, состоит из повторяющих конфигурацию в плане и равные площади надземного этажа часовни (поминального зала) и подземного погребальной камеры.В основе объёмно-пространственного композиционного построения - прямоугольный в плане основной двухуровневый объём под сомкнутым сводом, озаглавлен большим сферическим куполом, который дополняют: с запада - полукруглая, накрытая конхой апсида, и с востока - портал, акцентированный четырехколонным портиком римско-дорического ордера.Композиция и архитектурно-художественное решение фасадов в целом и отдельных их деталей:Габариты, архитектоника, общее архитектурное решение, материал фасадной поверхности.Фасады мавзолея отличаются насыщенным декоративным убранством. Плоскости стен декорированы дощатым рустом. Северный и южный фасады сооружения имеют по центру стен высокие полуциркульные оконные проёмы в профилированных наличниках, завершённых профилированными же карнизами. Подоконные профилированные полочки поддержаны крупными кронштейнами с акантовым орнаментом. Хорошего выноса венчающий карниз повторяет декор карниза антаблемента входного портика - декорированный тонкими тягами он подчёркнут рядом крупных кронштейнов с акантовым орнаментом, меж которыми размещены ряды розеток. Западный фасад имеет симметричную трёхчастную без проёмов композицию за счёт выступающей, расположенной по центру изящной апсиды.Главным элементом убранства здания является портал, оформленный значительного выноса четырехколонным портиком римско-дорического ордера, стоящем на высоком стереобате и несущем развитый антаблемент с треугольным профилированным фронтоном, тимпан которого предназначен для размещения лепного герба рода Стремоуховых (что уточняется в ходе реставрационных работ). Карниз антаблемента подчёркнут рядом крупных кронштейнов с акантовым орнаментом. Каннелированные на одну треть колонны на развитых базах собраны попарно на низких пьедесталах с интерколумнием в пикностиль. Шейки капителей декорированы цветочными в пять лепестков лепными розетками. Цветочной же розеткой декорировано место крепления паникадила на потолке антаблемента по оси входа в мавзолей.Главный восточный фасад имеет симметричную композицию и акцентирован развитым, расположенным по центру стены порталом с прямоугольным проемом в профилированном тонкими тягами и растительным декором обрамлении, завершённым профилированным же карнизом, подчёркнутым по сторонам высокими с акантовым орнаментом изящными кронштейнами. Над дверью устроена крупная квадратная тонко профилированная филёнка, в поле которой размещена декоративная лепная с полуциркульным верхом рама, для размещения иконографии религиозной тематики (уточняется в ходе реставрационных работ). Симметрично по сторонам портала расположены высокие с полуциркульным верхом и полукруглые в плане не глубокие ниши в простых обрамлениях, низ которых подчеркнут крупными декоративными растительного орнамента кронштейнами.Конструкции и строительные материалы:Монолитный железобетон, железобетон, бетон, металл.Интерьеры:Интерьер поминального зала, отличающийся единством внутреннего пространства, украшен изящным лепным декором верха зала, акцентированного широким тонко профилированным карнизом с ленточным декором растительного орнамента - антемиона с пальметтой. Рёбра сомкнутого свода отделаны тонкими, тягами с валиком, сходящимися вверху к небольшой круглой лепной розетке. Все проёмы и апсида отделаны по контуру тонкими лепными обрамлениями с валиком.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.