Градостроительная роль: -роль активной высотной доминанты, усиленной высоким берегом Леп-острова; -роль градостроительного элемента, формирующего внутреннее пространство исторической части г.Кемь и его панораму со стороны моря. Исторически сложившаяся территория: -участок, ограниченный с трех сторон улицами Морская, Советская и Вицупа; - единый комплекс с собором составляет деревянная часовня, расположенная при входе на территорию собора, со стороны ул.Вицупа. Объемно-планировочная структура и архитектурное решение: -общее объемное решение – собор состоит из трех храмов-приделов: восточного (главного) – Успенского, южного – Никольского и северного – Зосимо-Савватиевского, группирующихся вокруг трапезной, построенных по типу «восьмерик на четверике» и завершаются высокими шатрами с главками. С запада к трапезной пристроены сени и двухмаршевое крыльцо. С востока к каждому приделу примыкают пятистенные алтари; -габаритные размеры здания; -высотные отметки верхнего обреза стен, дверных и оконных проемов, коньков крыш, (возможна корректировка на основании архивных материалов и результатов натурных исследований); -исторические места расположения, конфигурация и параметры оконных и дверных проемов, крыльца (с учетом следов, характеризующих этапы существования сооружения); -архитектурное решение фасадов. Стены здания: - наружные стены: трапезной и всех приделов - рубленые из круглого леса «в обло»; алтарей Успенского и Зосимо-Савватиевского приделов - рубленые «в лапу»; сеней - каркасной конструкции на рубленом основании, с тесовой забиркой “в елочку” между квадратными столбами и с рубленым фронтоном; -внутренние несущие стены; - характер отделки и материал стен. Крыши: - конструктивная схема и конфигурация крыш: - трапезной - двускатная слеговая, гвоздевая; - крыльца - двухскатная, стропильная; - сеней - двускатная, стропильно-слеговая; -алтарей - в виде килевидных бочек стропильной конструкции, увенчанных главками с крестами; - приделов – в виде шатров (боковых приделов стропильной конструкции, Успенского придела – ряжевой конструкции). - характер кровельного покрытия – из двух слоев теса, уложенного «в разбежку»; бочки покрыты гонтом с «городковой» порезкой -отметки и углы наклона крыш. Конструктивные элементы: -лестницы (внутренние для подъема на хоры и на чердак, двухвсходного крыльца перед входом в собор (восстановлено при реставрационных работах 1960-хгг. по авторским чертежам А.В. Ополовникова) – конструктивное решение, материал исполнения, места расположения, габариты в плане, углы наклона. - перекрытия/потолки - материал исполнения, характер обработки элементов, конструктивное решение: -в трапезной - из широких плах «в разбежку», врезанных в 5 балок, уложенных, в свою очередь, на массивную балку – матицу, опирающуюся на два резных столба; -в восьмерике центрального придела -16-частное «небо»; -в боковых приделах - из пластин, уложенных по балкам квадратного сечения в Зосимо-Савватиевском и Никольском приделах пластины уложены «в разбежку»; -в алтарях – плоские по балкам; -в сенях - плоские, из тесин, уложенных “в закрой”. -полы – из пластин, уложенных по балкам, в направлении - «по ходу». -двери и окна - первоначальные - косящатой конструкции, периода реконструкции XIX в. (круглые окна на ортогональных гранях восьмерика при реставрации 1960-х гг. заложены бревнами). Дощатые ставни, закрывающие окна нижнего яруса. Элементы внутреннего убранства: Иконы и предметы прикладного искусства (церковная утварь), имеющие историческую и культурную ценность (в том числе частично находящиеся на временном хранении в фондохранилище Бюджетного учреждения «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»). Традиционные лавки с опушкой в трапезной, матица, опирающаяся на два резных опорных столба с сохранившейся полихромной окраской, фигурные кронштейны (не восстанавливались), ограждение хоров в Успенском приделе – из точеных балясин, на подволоке хоров над дверью – полихромная роспись. На входной двери, ведущей в трапезную, кованый накладной «секирный» замок.