Церковь Дмитриевская (Спасо-фоминская) (деревянная)
Поделитесь информацией с друзьями, пожалуйста!
Предметом охраны является: 1. Связь с ландшафтом и архитектурно-художественным ансамблем окружающих построек: местоположение в искусственно организованной объемно- пространственной среде музея заповедника, на невысоком холме в излучине запруженной реки Игуменки, к юго-западу от строений основной музейной экспозиции. 2. Объемно-пространственная и планировочная композиция: 1) осевое расположение объемов в плане, вытянутом с востока на запад: квадратный в плане четверик храма с зауженной пятигранной апсидой и примыкающие с запада равные храму по ширине трапезная и притвор с открытым крыльцом с двумя всходами; 2) динамичная вертикальная композиция: возрастание высот объемов, крутизны уклона крыш по продольной оси с запада на восток; 3) стройный четверик храма клетского типа на подклете под высокой двускатной крышей; четырехугольный постамент по центру объема четверика (вмонтирован в конек), несущий тонкий барабан с луковичной главкой, завершенной восьмиконечным крестом; пониженная относительно четверика храма пятигранная апсида (с восточной стороны) под скатной крышей; 4) трапезная, почти равная четверику храма по площади и более короткий притвор, перекрытые общей двускатной крышей; невысокая восьмигранная шатровая колокольня над коньком, с открытым ярусом звона, луковичной главкой с восьмиконечным крестом на тонком барабане; 5) крыльцо-рундук, примыкающее с запада к паперти. 3. Композиционное решение фасадов, местоположение, размер и оформление проемов: 1) ассиметричная расстановка прямоугольных косящатых окон четверика храма - два на южном и один на северном фасадах; 2) прямоугольные косящатые окна трапезной - по одному на северном и южном фасадах; 3) оконные проемы алтаря - прямоугольное косящатое на южной грани, волоковое на северо-восточной; 4) квадратный входной проем в подклет на северном фасаде трапезной; 5) симметричная композиция крыльца с двумя лестничными всходами (ориентированы на северную и южную стороны) под двускатной крышей. 4. Декоративное оформление объема: 1) косящатые и волоковые окна, расстекловка оконных проемов; 2) охлупни на коньках кровель с фигурными окончаниями в виде утиц; фигурные резные двухслойные причелины, закрывающие концы кровельных слег; «полотенца» с глухой резьбой, свешивающиеся с концов охлупней; 3) обработка концов тесин в виде пик в покрытии крыльца, восьмерика, площадки звона колокольни, четырехугольного постамента над четвериком храма; 4) лемеховое покрытие барабанов колокольни, храма и главок; 5) резная балюстрада «красного» крыльца с запада; резные столбики яруса звона колокольни. 5. Система внутренней планировки и убранство интерьеров: 1) осевая структура, выделенный подклет, соединение объемов проемами по продольной оси; алтарь храма открыт в четверик; 2) стены отесанные с «заоваленными» углами (рубка «в лас»); 3) лавки на фигурных ножках - встроены вдоль стен храма, трапезной, притвора, алтаря; 4) двухступенчатые клиросы с резьбой; 5) тябловый иконостас с резными Царскими вратами, кон XVIII в. 6. Конструктивная система и материалы строительства: 1) фундамент валунный в основании сруба; 2) система рубки объемов: «в обло» с остатком, из сосновых бревен - в четверике, трапезной, паперти; «в лапу», из бруса - сруб алтаря, восьмерик колокольни; «в замок», из бруса - четырехугольный постамент над четвериком храма; 3) наличие разнопазов при сращивании бревен и брусьев наподобие «ласточкиного гнезда» - в восьмерике колокольни; 4) крыши основных объемов самцовой конструкции, на слегах, крытые в два ряда тесин; 5) столярное заполнение проемов; 6) конструкции «красного» крыльца, две деревянные лестницы на тетивах; 7) деревянная лестница-лаз в северо-западном углу притвора для подъема на чердак и на колокольню; 8) тесовые полы и потолки по балкам. 7. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.