Предметом охраны является: 1. Связь с ландшафтом и архитектурно-художественным ансамблем окружающих построек: местоположение в искусственно организованной объемно- пространственной среде музея заповедника, на равнинной территории, в непосредственной близости к Ипатьевскому монастырю, в начале основной музейной экспозиции. 2. Объемно-пространственная и продольно-осевая композиция церкви на высоком подклете, сложившаяся в несколько этапов: 1) ярусный храм типа «восьмерик на четверике» - два убывающих по высоте восьмерика на четверике с пятигранной апсидой (пониженной относительно четверика) под скатной крышей (объемы возведены в 1-й пол. XVIII в.); восьмидольная скатная крыша среднего восьмерика; барочная по форме, «вспученная» крыша верхнего восьмерика с луковичной главой и ажурным восьмиконечным крестом (1-я пол. XIX в.); 2) квадратная в плане трапезная, равная по ширине четверику храма, под двускатной крышей; 3) квадратное в плане двухэтажное крыльцо-притвор (кон. XIX в.) с лестницами, под двускатной крышей, примыкающее к западному фасаду трапезной; крыльцо входа под двускатным навесом; 4) особенности композиции: «косая посадка» верхнего восьмерика, асимметричная форма пятигранной апсиды. 3. Композиционное решение фасадов, местоположение, размер и оформление проемов: 1) две оси оконных проемов на северном и южном фасадах (в подклете храма - квадратные, верхние - прямоугольные); широкий сдвоенный оконный проем нижнего восьмерика - по центру северного и южного фасадов; 2) апсида: одна ось оконных проемов на южной и восточной гранях; один оконный проем верхнего храма - на северной грани апсиды; 3) трапезная: две оси оконных проемов на южном фасаде; один оконный проем в уровне подклета и два оконных проема в уровне верхнего храма - на северном фасаде; проемы в подклете храма - квадратные, верхние - прямоугольные; 4) притвор: один оконный проем в уровне первого и два оконных проема в уровне второго ярусов - на северном и южном фасадах; на западном фасаде - три оконных проема в уровне второго яруса и высокий входной проем в уровне первого; 4. Декоративное убранство фасадов: 1) лента пропильной резьбы по свесам кровли четверика храма, апсиды, трапезной; 2) чешуйчатое покрытие главки; 3) дощатые очелья окон в косящатых колодах; 5. Система внутренней планировки и убранство интерьеров: 1) продольно-осевая композиция построения, выделенный подклет: притвор с двумя внутренними лестницами, трапезная, храм, алтарь, отделенный от храмового пространства четырехъярусным иконостасом; 2) «небо» над храмом с сюжетной росписью на холсте в технике масляной живописи (кон. XIX - нач. XX вв.): основные эпизоды евангельской легенды о «Страстях Христа» по тонкому светлому грунту; на гранях свода - орнаментальные, состоящие из крупных стилизованных листьев аканта обрамления сюжетных сцен; вверху сегментов - изображения херувимов и серафимов; изображение Всевидящего ока в восточном сегменте; погрудное изображение Христа Вседержителя в медальоне в центре свода. Основные цвета - ультрамарин, венецианская красная, розовый, фон - светлый; 3) четырехъярусный иконостас храма с резными Царскими вратами с живописными изображениями Евангелистов и сценой Благовещенья; 4) фрагменты резьбы иконостаса в стиле северного рококо со спаренными барочными колонками с виноградной лозой и с капителями, на которых установлены предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов пред Распятием; 5) декоративные резные вставки в резьбу иконостаса в стиле модерн. 6. Конструктивная система и материалы строительства: 1) система рубки объемов: из сосновых бревен «в обло» с остатком - четверик храма и трапезная; «в лапу» из бруса - восьмерики над четвериком храма, апсида; притвор - «в лапу» из пиленого бруса; 2) балки, колоды проемов из бруса, индивидуальное столярное заполнение и расстекловка проемов; ставни и металлические решетки проемов, установленные с внутренней стороны; 3) плоская форма перекрытий, по балкам; вершинник, бревенчатые плахи; 4) перекрытие храма - восьмилотковый сомкнутый подшивной свод на тромпах с глухой круглой щелыгой; крутая стрела подъема ребер лотков; 5) высота подъема коньков двускатных крыш; значительные свесы кровель, напоминающие полицы, обогощающие силуэт здания; кровельное покрытие - металлическое, листовое, окрашено медянкой; 6) две Г-образные двухмаршевые лестницы на тетивах - в притворе; материал - дерево. 7. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.