Предметом охраны является: 1. Связь с ландшафтом и архитектурно-художественным ансамблем окружающих построек: 1) расположена в искусственно организованной объемно-пространственной среде музея-заповедника, в южной части на открытом месте около речного протока в одном ряду с ветряной мельницей, перевезенной из деревни Розливное. 2. Объемно-пространственная и планировочная композиция: 1) квадратный в плане объем под двускатной крышей самцовой конструкции с шестью маховыми крыльями на одном из торцов, поставленный на брусья-консоли и ряж, подпираемые толстыми бревнами; 2) пониженный помост под односкатной крышей вытянутый вдоль правого от крыльев торца. 3. Конструктивные особенности и материалы строительства: 1) стены из сосновых брусьев рублены «в обло»; 2) входная дощатая дверь с помоста в косящатой колоде; 3) крыша основного объема самцовой конструкции на слегах в два слоя тесин; 4) односкатная крыша помоста с вертикальными столбами-опорами в два слоя тесин; 5) одномаршевая лестница на тетивах с поручнем, ведущая на помост; 6) шесть дощатых крыльев «на ветру», закреплённых в пазах горизонтального вала на торце основного объема; 7) опорная конструкция: вертикальный осевой центральный опорный столб; восемь наклоненных к центру опорных столбов; сужающийся кверху ряж в три бревна, установленный на опорные столбы; поперечные и продольные брусья-консоли, сужающиеся книзу, поддерживающие основной объем с помостом; 8) поворотная «вилка» с противоположной от крыльев стороны; 9) бревенчатые тумбы вкопанные в землю по кругу для крепления поворотной «вилки»; 10) продухи в торце противоположном от крыльев; 11) отверстия для бревен в углах основного объема в уровне нижних венцов; 12) местоположение, форма и размер проема и площадки на брусьях-консолях на торце для технического обслуживания крыльев. 4. Внутренняя структура: 1) двухъярусная внутренняя структура основного объема; 2) мельничный механизм; 3) лестница на тетивах, ведущая на второй ярус. 5. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.