Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Главная церковь Казанского Девичьего монастыря», XVII–XX вв., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, пер. Монастырский, д. 1, являются:местоположение и градостроительные характеристики здания, формирующего фронт застройки переулка Монастырский, а также его роль в композиционно-планировочной структуре квартала; одной из градостроительных характеристик храма является то, что его главная ось, проходящая от притвора до алтаря, располагается не на оси восток-запад, а всего лишь примерно на 30⁰ отклоняется от оси север-юг; в целях удобства восприятия, обозначение фасадов ниже обозначается условно в соответствии с традиционной ориентацией православных храмов по сторонам света;объёмно-пространственная композиция: основной объём храма представляет собой характерный пример псевдовизантийской архитектуры конца XIX в., а трапезная – пример классицизма начала XIX в.; здание представляет из себя крестово-купольный, пятиглавый, прямоугольный в плане храм с трапезной и поздней советской пристройкой к восточному фасаду храма (пристройка не является предметом охраны);- кирпичный, пятиглавый (со сферическими главами на световых барабанах), двухсветный, прямоугольный в плане (вытянут по оси восток-запад, с двумя узкими крыльями, фланкирующими западный фасад) храм с ризалитами по всем фасадам на осях центральных нефов;- кирпичная, двухсветная, прямоугольная в плане (вытянута по оси север-юг) трапезная, увенчанная сферической главкой без барабана, с примыкающим с запада, прямоугольным в плане, двухэтажным притвором;конструкция крыши:- посводчатое, сегментное покрытие главного нефа и трансепта главного храма, сферические главы пяти куполов храма; четырёхвальмовая крыша трапезной с двускатными крышами фронтонов и входного притвора, сферический купол башенки над трапезной; материал, характер кровельного покрытия и высотные отметки крыши здания;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- центральный круглый световой барабан храма имеет следующее оформление: многообломный венчающий карниз с дентикулами и фризом; профилированный подоконный карниз; аркатурно-колончатый пояс, состоящий из полуколонок с кубоватыми капителями и массивными, упрощёнными архивольтами, пояс опирается на кольцо-основание барабана с рядом горизонтальных филенок, расположенных ниже подоконного карниза;- декор и композиция угловых восьмигранных световых барабанов: квадратные в плане основания; прямоугольные ниши на гранях оснований (с дентикулами и выложенными кладкой плоскими греческими крестами); профилированные подоконные карнизы; аркатурно-колончатый пояс: сдвоенные полуколонки с кубоватыми капителями и массивными, упрощёнными архивольтами;- многообломный, раскрепованный, со ступенчатыми дентикулами венчающий и междуэтажный карнизы основного объема храма;- многообломный, раскрепованный подоконный карниз первого этажа основного объема храма;- цоколь основного объема храма, облицованный плитами известняка;- ризалиты основного объема храма: с массивными закомарами центрального нефа и трансепта по северному, восточному и южному фасадам, треугольным фронтоном центрального нефа – по западному;- рустованная поверхность стен храма ниже подоконного карниза первого этажа;- пилястры, фланкирующие углы храма: рустованные на уровне первого этажа, с изображением латинского креста на северном и южном фасадах;- пилястры (рустованные на уровне первого этажа), фланкирующие ризалиты северного и южного фасадов;- одинаковый декор всех оконных наличников основного объема храма: полуколонки с кубоватыми капителями, увенчанные архивольтом с аграфом; наличники оконных проемов стен имеют килевидное завершение, северного и южного ризалитов – полуциркульное;- окна-трифоры северного и южного ризалитов на уровне второго этажа с повышенным центральным окном;- окно-люкарна на фронтоне западного ризалита;- крыльцо, примыкающее к южному фасаду основного объема храма: лестничная площадка с двумя ведущими к ней одномаршевыми лестницами (цоколь облицован известняковыми плитами); пара колонн с кубоватыми капителями по углам площадки и пара таковых же полуколонн, фланкирующих дверной проем; металлические связи конструкции крыльца;- профилированный, со свесом и фризом, раскрепованный главный карниз трапезной и входного объема; - простой междуэтажный карниз входного объема трапезной;- четырехпилястровые портики по северному и южному фасадам трапезной, увенчанные треугольными фронтонами;- профилированные оконные наличники трапезной, подоконные полочки нижнего яруса окон;- четырехколонный портик по западному фасаду входного объема трапезной: полуфронтон с аркой в тимпане, дополненный ступенчатым аттиком;- профилированные оконные наличники (с подоконными полочками) второго яруса южного фасада входного объема трапезной;- на окнах основного объёма присутствуют кованые решётки с червонками, розетками и волютами;- в тимпане фронтона западного притвора сохранились фргменты росписи – Всевидящее Око;количество, расположение, габариты, конфигурация оконных и внешних дверных проемов здания (современное состояние): оконные (двадцать восемь и восемь окон центрального барабана) и дверные (четыре) проемы основного объема храма имеют полуциркульное завершение; стены трапезной прорезаны по нижнему ярусу четырнадцатью прямоугольными оконными проемами (шесть заложены), по верхнему ярусу – четырнадцатью круглыми оконными проемами (все заложены); стены входного объема трапезной прорезаны двумя квадратными оконными проемами и одним дверным (двухпольная филенчатая дверь) – с сегментной фрамугой; архитектурно-художественное оформление интерьеров здания:- сферические треугольники парусов-пандативов центрального и угловых барабанов основного объема храма;- квадратные в сечении, с двухчастной раскреповкой углов, столбы-пилоны, несущие посредством подпружных арок и парусов, световые барабаны и купола;- цилиндрические своды с распалубками между угловыми барабанами четверика;- парусные своды угловых травей основного объёма храма;- сомкнутые и коробовые своды подвала четверика;- хоры в западной части четверика с ведущей к ним двухмаршевой металлической лестницей, ограждение лестницы и хоров украшено оформлено червонками и волютами; лестница опирается на литую чугунную колонку, вытянутую в высоту, канеллированную, с балюстрой понизу и кубоватой капителью;- профилированные обрамления арок, импостов и сводов четверика;- профилированные карнизы центрального барабана;- профилированные наличники окон с полуциркульным завершением и колонки с кубоватыми капителями на окнах-трифорах;- медальоны (центральные – с изображением креста) на соффитах подпружных арок центрального барабана;- витражное заполнение верхних сегментов тройных окон второго яруса северного и южного фасадов четверика;- солея с амвоном, расположенные перед восточной парой столбов четверика;- кованные двупольные двери притвора;- четыре колонны коринфского ордера, несущие балочную систему перекрытия трапезной;- четыре пары колонн дорического ордера, несущие хоры трапезной;- деревянные перила хоров трапезной: квадратные в сечении стойки, украшенные филенками, точеные балясины;- фрагменты фресок над хорами трапезной: ангелы и Ветхозаветная Троица, исполненные в реалистической манере;- чугунная литая лестница с растительным орнаментом в трапезной;- тянутые многообломные потолочные карнизы в помещениях второго этажа трапезной;- голландская печь в трапезной, облицованная белыми изразцами, с чугунным печным прибором;конструкции капитальных фундаментов, стен здания (фундамент из бутового камня, стены - кирпичные на известковом растворе); несущие стены, их материалы (кирпичные на известковом растворе) и конструкции, которые образуют основу планировки здания; материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.