Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Успения», 1754 – 1766 гг., расположенного по адресу: Калужская область, Мосальский район, с. Боровенск, ул. Центральная, 10А, являются: Градостроительная характеристика здания, расположенного на обширном открытом месте и определяющего облик с. Боровенск и окружающего его ландшафта.Объемно-пространственная структура крупной 2-этажной церкви, которую составляют: - квадратный в плане доминирующий четверик храма, завершенный высоким 8-гранным куполом с узкими диагональными гранями и луковицей на 8-гранном световом барабане; - пониженные равновысокие трехчастная апсида в ширину четверика и трапезная, выдвинутая за четверик к северу приделом с округлой в плане апсидой, частично закрывающей стену четверика; - примыкающие к трапезной с запада крытые паперти в виде поперечных коридоров; - высокая трехъярусная колокольня на смещенной от оси четверика к северу оси трапезной, состоящая из двух четвериков, нижний из которых вытянут к западу, и восьмерика яруса звона, завершенного граненым куполом с высоким восьмеричком; - примыкающие к колокольне и отходящие от нее на ширину трапезной одинаковые боковые галереи с лестничными всходами на 2-й этаж и помещениями под всходами. Количество, осевое расположение, габариты и форма дверных и оконных проемов, включая в стенах храма, трапезной и апсид нижние окна с прямыми перемычками, переходящими в скругленные углы, и верхние окна с трехцентровыми арочными перемычками.Материал капитальных стен – большемерный кирпич, в фасадном декоре – фигурный кирпич.Композиционные решения и оформление фасадов: - Храм, трапезная и апсиды: - фланкирование фасадов в нижнем этаже широкими лопатками, в верхнем – пучками из 4 полуколонок, крайние из которых крупнее средних;- завершение стен очень высоким многорядным антаблементом с упрощенными профилями, раскреповки которого опираются на пучки полуколонок и который состоит из активно выступающего архитрава, заглубленной полосы фриза и массивного ступенчатого карниза;- перспективные порталы и наличники обоих этажей на фасадах и в крытых папертях, состоящие из рядов боковых колонок без капителей, плавно переходящих в арочные дуги; - многорядные наличники прямоугольной формы с прямоугольными выпусками углов; - на нижних окнах апсиды и восточных окнах южного и северного фасадов храма - высокие очельея в форме треугольного разорванного фронтона, который имеет в тимпане необычную нишу – «киот» в тонкой рамочной обводке, напоминающей силуэт верхней части человеческой фигуры с округлой головой и скругленными плечами, и завершение в виде упрощенного ступенчатого замка; - на южном и северном фасадах храма в середине 2-го этажа – крупный перспективный портал, состоящий из тонких полуколонок на ступенчатых кронштейнах, соединенных арочной дугой, и киот над этим порталом; - на северном фасаде и апсиде трапезной – оригинальные наличники нижних окон, имеющие завершения в виде высокого фронтона из двух дугообразно вогнутых профилированных скатов, соединенных в вершине горизонтальной перемычкой с висячей ступенчатой гирькой; - на апсиде трапезной в 1-м этаже – перспективный прямоугольный рамочный наличник окошка, расположенного на скругленном углу; - на главной апсиде разделение стен тонким междуэтажным пояском из поребрика между двух полочек и аналогичный завершающий поясок цоколя;- на восточном фасаде главной апсиды между отрезками дугообразных в плане стен – пилястры с тонкими капителями в 1-м этаже и пары полуколонок во 2-м этаже; - на гранях барабана, несущего главу храма – фланговые пилястры на выступающих постаментах, узкие арочные апсиды и волнисто-ромбическим рисунком в верхних окнах четверика;- проемы (из них диагональные – световые) и венчающий антаблемент с раскреповками над пилястрами; кованые решетки в окнах четверика с ромбическо-кольцевым рисунком в нижнем этаже четверика.- Колокольня, галереи и паперти:- симметричная пирамидальная композиция западного фасада, образованная колокольней и примыкающими к ней галереями с крупными арочными проемами входов;- на нижнем четверике колокольни и боковых фасадах галерей – наличники в виде тонкой прямоугольной рамы с необычным очельем из среднего лучкового подвышения и низко опущенных боковых плечиков; - тонкие рамочные наличники верхнего окна нижнего четверика и окна верхнего четверика; - угловые лопатки верхнего четверика; - на гранях восьмерика – двухъярусные пилястры и завершающие полуглавия с полным кругом в заглублении и полуциркульным карнизом; - декор восьмерика на граненом куполе колокольни – ложные арочные окна, фланкирующие их пилястры на широких постаментах, смыкающихся на углах, и высокий многорядный антаблемент; - фланговые филенчатые лопатки на фасадах галерей; - на боковых фасадах галерей – наклонная полоса глухого лестничного парапета, украшенного ширинками и три ползучие арки, разделенные столбами с вертикальными филенками;- арочные проемы, соответствующие нижней и верхней папертям.Поверхности наружных стен с остатками штукатурки по обмазке. Пространственно-планировочная структура интерьера, определяемая разделением церкви на храм, трапезную, алтари, паперти, колокольню, галереи с лестницами и помещения под ними.- В низком 1-м этаже: структура храма, определяемая двумя столпами на ступенчатых цоколях, со срезанными углами и высоким карнизом, расположенными симметрично относительно оси четверика и сдвинутыми к западной стене, обходящие коробовые своды с высокими распалубками вокруг столпов, три арочных проема, связывающих храм с алтарем; - в алтаре - лотковый свод, усложненный в восточной части ребрами и распалубками; - в трапезной – обширное одностолпное пространство, перекрытое коробовыми сводами, главный вход в трапезную и переход из нее в храм на оси четверика и второй вход на оси придела, конха невысокого придельного алтаря; - цилиндрический свод паперти и коробовые своды помещений под лестницами.- В высоком 2-м этаже: лестницы на этаж в широких галереях с коробовыми сводами; - высокий двухсветный четверик храма, перекрытый сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями; - в обширном главном алтаре – лотковый свод с распалубками; - в обширной трапезной – крупный квадратный столп, декорированный внизу квадратными филенками, карнизом над ними, а на северной и южной сторонах над карнизом – фигурными крестообразными филенками, высокие коробовые своды с торцевыми лотками, входы в трапезную на осях четверика и придела; - конха придельного алтаря; - цилиндрический свод паперти; - в колокольне – междуярусная лестница в северо-восточном углу четверика и сводчатые перекрытия; Монументальная живопись: - В нижней трапезной: на стенах, столпе и сводах – фрагменты росписи архитектурно-орнаментального рисунка, в т. ч. карниз в основании сводов; - в распалубках окон – головки ангелов; - В верхнем храме: фриз и карниз, разделяющие стены на 2 яруса и поддерживаемые колоннами с базами и капителями; в нижнем ярусе на южной и северной стенах – композиции с изображением трех святых; - в верхнем ярусе на западной стене – композиция «Тайная вечеря», заключенная в рисованную профилированную раму, изображающая апостолов за длинным столом, на фоне колонн, с которых спускается драпировка в виде театрального занавеса; - в верхнем ярусе на северной стене – ложное окно, забранное решеткой; в основании свода – живописный профилированный карниз; -В алтаре верхнего храма: профилированный карниз с пояском сухариков посредине, отделяющий стены от свода и на восточной стене очерчивающий арки оконных проемов; - на стенах – колонны с базами и коринфскими капителями, фланкирующие оконные проемы; - на восточной стене – изображения святых в неглубоких нишах, обрамленных лепными валиками;- на западной стене – изображения святых по сторонам центрального прохода в алтарь; - обводка проемов, ведущих в алтарь, изображение Св. Духа наверху центральной арки; - на своде – декоративные вставки крупного размера с изображениями церковных атрибутов, лент и стилизованных растений на желтом фоне, а также расположенные в 2 яруса декоративные вставки меньшего размера: в нижнем ярусе «натюрморт» с вазонами на драпировке с бахромой и кистями, фланкирующими свечами и изгибающимися ветками с листьями, в верхнем ярусе орнаментальные заставки с изображением стилизованных растений в виде завитков и нитей бус на синем фоне; - обводка композиций широкими красными полосами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.