1. Предмет охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 108, стр. 1 Предметом охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 108, стр. 1, следует считать следующие характеристики:1. Архитектурно-ландшафтная композиция здания:- градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании застройки ул. Ленина, пер. Гостинорядского;- местоположение и композиционные характеристики здания в структуре ансамбля Гостиного двора.2. Объемно-пространственная композиция здания:- прямоугольное в плане двухэтажное здание с подвальным этажом, галереей, устроенной вдоль северного фасада, соединенное с соседним корпусом (г. Калуга, ул. Ленина, д. 108 стр. 2) каменными воротами с аркой;- вальмовая конструкция крыши со слуховыми окнами и её высотные отметки. 3. Архитектурно-художественное оформление фасадов:3.1. Северный фасад оформлен аркадой галереи в восемь пролетов. Аркада установлена на невысокий цоколь (подиум). Пролеты опираются на цилиндрические столбы с квадратными абаками на кубовидных постаментах, оформлены простыми полуциркульными архивольтами арок. Фланги аркады завершены узкими лопатками. Пространство над столбами украшено декоративными элементами, выполненными в форме треугольного навершия копья. С восточной и западной сторон галерея завершается стрельчатыми арками.Завершена аркада простым многообломным карнизом, над которым выстроен высокий аттик, оформленный аркатурой узких полуциркульных окошек-бойничек, разделенной выстроенными соосно столбам постаментами пинаклей. Аттик расчленен тремя рядами карнизов (двухчастный тянутый карниз в основании декоративных окошек-бойничек, трехчастный карниз, членящий прясла аттика в уровне пят арок окошек-бойничек, и завершающий аттик простой карниз, идентичный венчающему карнизу основного объема). Квадратные в плане постаменты пинаклей завершаются профилированным карнизом. Пространство между пинаклями украшено выстроенными на вершине аттика четырехгранными пирамидками на кубовидных основаниях, отделенными от них выкружкой;Северный фасад основного объема здания оформлен неритмично чередующимися окнами и дверями прямоугольной формы в уровне первого этажа по паре в каждом арочном пролете аркады. В пространстве над каждой парой окон и дверей устроено по одному небольшому круглому окну, забранному кованными металлическими кубоватыми решетками ромбического рисунка XVIII века.Фасад украшен декоративной тягой (пояском), вытянутой вдоль всей длины, в простенках между оконными и дверными проемами в уровне первого этажа, в переходах над ними поясок оформлен в виде стрельчатых арок.3.2. Южный фасад в уровне первого этажа оформлен окнами прямоугольной формы и украшен декоративной тягой (пояском), вытянутым вдоль фасада в простенках между оконными и дверными проемам, в переходах над ними поясок оформлен в виде стрельчатых арок.В уровне второго этажа устроено восемь небольших окон квадратной формы, пространство между которыми украшено прямоугольными филенками с «ушами».Вертикальный ритм фасада создают пилястры, устроенные между оконными проёмами. Фасад украшен простым межэтажным и многообломным венчающим карнизами.3.3. Восточный фасад решен в виде аркатуры из двух слепых арок, опирающихся на полукруглые колонны на постаментах, в люнетах между арками накладные стрельчатые пирамидки.Арочные пролеты оформлены большими полуциркульными витринными окнами.Над венчающим простым многообломным карнизом с обоих сторон галереи аркады устроен идентичный расположенному на северном фасаде галереи аркады аттик.3.4. Западный фасад украшен тремя несимметрично расположенными ложными окнами стрельчатой формы в уровне первого этажа с расположенными над ними прямоугольными филенками с «ушами».Вертикальный ритм фасада создают две прямоугольные лопатки, членящие фасад посредине и фланкирующие его с южной стороны.Фасад украшен простым межэтажным и многообломным венчающим карнизами. С западного фасада выстроена полуциркульная арка, соединяющая два корпуса ансамбля между собой. Венчает арку высокий декоративный аттик, опирающийся на кубышчатые колонны и доминирующий над всем комплексом ансамбля Гостиного двора. Арка украшена орнаментом с готическим рисунком.4. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:- наружные стены: красный оштукатуренный кирпич с последующей покраской наружных фасадов здания в традициях псевдорусского стиля и псевдоготики (цвет колеров – красный для основной плоскости и белый для деталей); - деревянные оконные заполнения; - деревянная стропильная система кровли с устроенными в ней тремя слуховыми окнами, материал покрытия кровли – гладкие металлические листы, фальцевое соединение листов, цвет кровли– темно-зеленый;- настенные желоба, организованный водоотвод.5. Конструктивные элементы зданий:- конструктивные элементы снаружи здания: кирпичные стены;- конструктивные элементы внутри здания: капитальные кирпичные стены;- кирпичные цилиндрические своды, сохранившиеся в подвальном помещении и на втором этаже корпуса.2. Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 124 Предметом охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 124 с учетом процента сохранности подлинных архитектурных и конструктивных элементов следует считать следующие характеристики:1. Архитектурно-ландшафтная композиция здания:- градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании застройки пл. Старый Торг, ул. Ленина, пер. Гостинорядского;- местоположение и композиционные характеристики здания в структуре ансамбля Гостиного двора.2.Объемно-пространственная композиция здания на кон. XVIII – нач. XIX вв.:-прямоугольное в плане двухэтажное здание с подвальным этажом; с улицы Ленина здание воспринимается как одноэтажное, из-за того что второй этаж закрыт аттиком со сквозной аркатурой; - вальмовая конструкция кровли и её высотные отметки. 3. Архитектурно-художественное оформление фасадов здания (по состоянию на 2016 год):- парадным фасадом здания является восточный фасад; архитектурное решение восточного фасада представляет две арки, опирающиеся на полукруглые колонны на постаментах, в люнетах между арками накладные стрельчатые пирамидки;- над венчающим простым многообломным карнизом устроен высокий аттик, украшенный аркадой, разделенной по центру и углам выступающими короткими лопатками, увенчанными пинаклями;- декоративное оформление дворовых фасадов отличается от остальных восточных корпусов более нарядным декором, восстановленном в 2015 году на период конца XVIII века: их украшают лопатки, в том числе угловые; лопатки имеют нарушенный ритм на северном и южном фасадах здания;- поясок, помещенный в простенках, над окнами переходит в архивольт стрельчатых арок над окнами, он раскрепован на лопатках;- помимо пояска между первым и вторым этажом дворовых фасадов протянут простой карниз;- над окнами второго этажа помещены прямоугольные горизонтальные филенки, по бокам от окон – прямоугольные вертикальные филенки с «ушами», над венчающим ступенчатым карнизом устроен фриз;- украшением северного и южного фасадов является чередование окон и дверей на уровне первого этажа; ритм чередования дверей и окон также нарушен;- на западном фасаде на первом этаже присутствуют ложные стрельчатые окна; окна второго этажа западного фасада оформлены аналогично окнам северного и южного фасадов: над окнами помещены прямоугольные горизонтальные филенки, по бокам от окон – прямоугольные вертикальные филенки с «ушами»;- отдельным украшением северного и южного фасадов на уровне первого этажа являются глухие кованные металлические дверные и оконные ставни с жуковинами и металлическими ручками-кольцами; - окна второго этажа всех дворовых фасадов украшены кованными металлическими кубчатыми решетками ромбического рисунка XVIII века.4. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:- наружные стены: красный оштукатуренный кирпич с последующей штукатуркой и покраской наружных фасадов здания в традициях псевдорусского стиля и псевдоготики (цвет колеров – красный для основной плоскости и белый для деталей); - деревянные оконные заполнения; металлические дверные и оконные ставни на северном и южном фасадах; металлические решетки на окнах второго этажа дворовых фасадов; деревянная стропильная система кровли с устроенными в ней тремя слуховыми окнами, материал покрытия кровли – гладкие металлические листы, фальцевое соединение листов (цвет – темно-зеленый), настенные желоба, организованный водоотвод.5. Конструктивные элементы зданий:- конструктивные элементы снаружи здания: кирпичные стены;- конструктивные элементы внутри здания: капитальные кирпичные стены.3. Предмет охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 126, стр. 2Предметом охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 126, стр. 2, с учетом значительного процента сохранности подлинных архитектурных и конструктивных элементов следует считать следующие характеристики: архитектурно-ландшафтная композиция здания:- градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании застройки пл. Старый Торг, ул. Ленина, пер. Гостинорядского;- местоположение и композиционные характеристики здания в структуре ансамбля Гостиного двора;объемно-пространственная композиция здания:- объемно-пространственная структура здания на кон. XVIII – вт.пол. ХХ века, состоящая из здания, соединенного аркой с корпусом, расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 126 стр. 1:Здание двухэтажное (при этом основной объем здания занимает двусветный зал) с подвальным этажом, перекрыто вальмовой кровлей. С южного фасада здание украшено галереей;- объемно-пространственная структура здания в пределах существующих ограждающих конструкций, включая капитальные стены, систему перекрытий с цилиндрическими сводами в подвале, сохранившиеся с XIX века.архитектурно-художественное оформление фасада здания:- элементы архитектурного оформления галереи южного, западного и восточного фасадов (включая кирпичные парапеты на кровле) и въездной арки на кон. XVIII века: архитектурный декор галереи южных фасадов указанных корпусов памятника. Галерея устроена с южной стороны здания и состоит из полуциркульных арок, опирающихся на столбы круглого сечения. Над столбами между арок – декоративный элемент, выполненный в форме треугольного навершия копья. Аркада установлена на высокий цоколь, разделенный лопатками.Венчающий здание многообломный тянутый карниз, над которым с южной, восточной и западной стороны установлен декоративный парапет, выполненный в форме кирпичный аркады, состоящий из полуциркульных арок, разделенных небольшими столбиками прямоугольного сечения, на которых установлены пинакли.Оконные и дверные проемы с верхней перемычкой в форме готической стрельчатой арки, между окнами пилястры. Опоясывающий всё здание многообломный тянутый карниз.Полуциркульная арка соединяет два корпуса между собой. Венчает арку высокий декоративный аттик, опирающийся на кубышчатые колонны и доминирующий над всем комплексом ансамбля Гостиного двора.- элементы архитектурного оформления северных и южных фасадов в редакции 1940-1960-х годов, когда здания были приспособлены под универсальные магазины. Основным архитектурных элементом здания по этим фасадам являются большие витринные окна с верхней перемычкой в форме готической стрельчатой арки, а также дверные проемы. Ритм фасада создают пилястры, устроенные между оконными проемами.осевое членение фасадов:- парадные (южные) фасады – 8 осей;- дворовые (северные) фасады – 8 осей;материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:наружные стены: красный оштукатуренный кирпич с последующей покраской наружных фасадов здания в традициях псевдорусского стиля и псевдоготики (цвет колеров – красный для основной плоскости и белый для деталей); деревянные оконные заполнения; деревянная стропильная система кровли с устроенными в ней окнами, материал покрытия кровли – гладкие металлические листы, фальцевое соединение листов (цвет – темно-зеленый), настенные желоба, организованный водоотвод.конструктивные элементы зданий:конструктивные элементы снаружи здания: кирпичные стены;конструктивные элементы внутри здания: капитальные кирпичные стены, в двусветном зале – кирпичные столбы;перекрытия между подвалом и первым этажом здания – кирпичные цилиндрические своды, сохранившиеся в помещениях №№ 1,4,5,9,10,11,12,13,14,15 (согласно техническому паспорту БТИ, инв.№ 6345, литера по плану – стр.2 от 27.07.2010 г.).4. Предметом охраны корпуса объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 108, стр. 2, следует считать следующие характеристики:1. Архитектурно-ландшафтная композиция здания:- градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании застройки ул. Ленина, пер. Гостинорядского;- местоположение и композиционные характеристики здания в структуре ансамбля Гостиного двора.2. Объемно-пространственная композиция здания:- прямоугольное в плане двухэтажное здание с подвальным этажом, галереей, устроенной вдоль северного фасада, соединенное с соседним корпусом (г. Калуга, ул. Ленина, д. 108 стр. 1) каменными воротами с аркой;- вальмовая конструкция крыши со слуховыми окнами и её высотные отметки. 3. Архитектурно-художественное оформление фасадов:3.1. Северный фасад оформлен аркадой галереи в восемь пролетов. Аркада установлена на невысокий цоколь (подиум). Пролеты опираются на цилиндрические столбы с квадратными абаками на кубовидных постаментах, оформлены простыми полуциркульными архивольтами арок. Фланги аркады завершены узкими лопатками. Пространство над столбами украшено декоративными элементами, выполненными в форме треугольного навершия копья. С восточной и западной сторон галерея завершается стрельчатыми арками.Завершена аркада простым многообломным карнизом, над которым выстроен высокий аттик, оформленный аркатурой узких полуциркульных окошек-бойничек, разделенной выстроенными соосно столбам постаментами пинаклей. Аттик расчленен тремя рядами карнизов (двухчастный тянутый карниз в основании декоративных окошек-бойничек, трехчастный карниз, членящий прясла аттика в уровне пят арок окошек-бойничек, и завершающий аттик простой карниз, идентичный венчающему карнизу основного объема). Квадратные в плане постаменты пинаклей завершаются профилированным карнизом. Пространство между пинаклями украшено выстроенными на вершине аттика четырехгранными пирамидками на кубовидных основаниях, отделенными от них выкружкой;Северный фасад основного объема здания оформлен чередующимися шестичастными окнами и дверями прямоугольной формы в уровне первого этажа по паре в каждом арочном пролете аркады. В пространстве над каждой парой окон и дверей устроено по одному небольшому круглому окну.Фасад украшен декоративной тягой (пояском), вытянутой вдоль всей длины, в простенках между оконными и дверными проемами в уровне первого этажа, в переходах над ними поясок оформлен в виде стрельчатых арок.3.2. Южный фасад в уровне первого этажа расчленен на 2 части: с востока на запад (на его ¾) оформлен 12 шестичастными окнами прямоугольной формы и украшен декоративной тягой (пояском), вытянутой вдоль фасада в простенках между оконными проемами, в переходах над ними поясок вытянут в виде стрельчатых арок. Западная часть южного фасада в уровне 1 этажа оформлена двумя массивными окнами с лучковым завершением, устроенными ниже линии окон восточной части фасада. В уровне второго этажа устроено восемь небольших двухчастных окон прямоугольной формы, пространство между которыми украшено прямоугольными филенками с «ушами».Вертикальный ритм фасада создают лопатки, устроенные между оконными проёмами. Фасад украшен простым межэтажным и многообломным венчающим карнизами.Приямок с навесом, устроенный для входа в подвальные помещения.3.3. Западный фасад решен в виде аркатуры из двух слепых арок, опирающихся на полукруглые колонны на постаментах, оформленных ленточным рустом. В люнетах между арками накладные стрельчатые пирамидки.Арочные пролеты оформлены большими полуциркульными витринными окнами с устроенными в них дверями.Над венчающим простым многообломным карнизом с обоих сторон галереи аркады устроен идентичный расположенному на северном фасаде галереи аркады аттик.3.4. Восточный фасад украшен тремя несимметрично расположенными ложными окнами стрельчатой формы в уровне первого этажа с расположенными над ними прямоугольными филенками с «ушами».Вертикальный ритм фасада создают две прямоугольные лопатки, членящие фасад посредине и фланкирующие его с южной стороны.Фасад украшен простым межэтажным и многообломным венчающим карнизами.С восточного фасада выстроена полуциркульная арка, соединяющая два корпуса ансамбля между собой. Венчает арку высокий декоративный аттик, опирающийся на кубышчатые колонны и доминирующий над всем комплексом ансамбля Гостиного двора. Арка украшена орнаментом с готическим рисунком.4. Материалы строительства и отделки: - наружные стены: красный оштукатуренный кирпич с последующей покраской наружных фасадов здания в традициях псевдорусского стиля и псевдоготики (цвет колеров – красный для основной плоскости и белый для деталей); - деревянные оконные заполнения с кованными металлическими кубоватыми решетками ромбического рисунка; - деревянная стропильная система кровли с устроенными в ней тремя слуховыми окнами, материал покрытия кровли – гладкие металлические листы, фальцевое соединение листов, цвет кровли–темно-зеленый;- настенные желоба, организованный водоотвод.5. Конструктивные элементы зданий:- конструктивные элементы снаружи здания: кирпичные стены;- конструктивные элементы внутри здания: капитальные кирпичные стены;- кирпичные цилиндрические своды, сохранившиеся в подвальном помещении и на втором этаже корпуса.6. Интерьеры в западной части первого этажа:Потолок, выполненный в соответствии со стилем советского неоклассицизма 30-50-х годов XX века представляющий собой композицию из двух идентичных половин объединенных по центру несущей балкой оформленной сложнопрофиллированным карнизом.Каждая из половин композиционно разделена на четыре части архитектурными тягами, оформленными каблучками, и помещёнными в неглубокие профилированные ниши. В центрах каждой из половин потолка, на пересечении тяг находятся две потолочные розетки с обильным растительным орнаментом в стиле арт-деко с повторяющимся раппортом. Тяги замыкаются по периметру, образуя большие филёнки. По периметру каждой части потолка расположены карнизные полосы, оформленные небольшими профилированными, а по краям плоскими филёнками, образующими чёткий метрический ритм, отсылающий к мутулам дорического ордера.7. Историческое использование помещений: торговля и деятельность в сфере оказания услуг.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.