Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Главная церковь Казанского Девичьего монастыря», XVII–XX вв., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, пер. Монастырский, д. 1, являются: местоположение и градостроительные характеристики здания, формирующего фронт застройки переулка Монастырский, а также его роль в композиционно-планировочной структуре квартала; одной из градостроительных характеристик храма является то, что его главная ось, проходящая от притвора до алтаря, располагается не на оси восток-запад, а всего лишь примерно на 30⁰ отклоняется от оси север-юг; в целях удобства восприятия, обозначение фасадов ниже обозначается условно в соответствии с традиционной ориентацией православных храмов по сторонам света; объёмно-пространственная композиция: основной объём храма представляет собой характерный пример псевдовизантийской архитектуры конца XIX в., а трапезная – пример классицизма начала XIX в.; здание представляет из себя крестово-купольный, пятиглавый, прямоугольный в плане храм с трапезной и поздней советской пристройкой к восточному фасаду храма (пристройка не является предметом охраны); - кирпичный, пятиглавый (со сферическими главами на световых барабанах), двухсветный, прямоугольный в плане (вытянут по оси восток-запад, с двумя узкими крыльями, фланкирующими западный фасад) храм с ризалитами по всем фасадам на осях центральных нефов; - кирпичная, двухсветная, прямоугольная в плане (вытянута по оси север-юг) трапезная, увенчанная сферической главкой без барабана, с примыкающим с запада, прямоугольным в плане, двухэтажным притвором; конструкция крыши: - посводчатое, сегментное покрытие главного нефа и трансепта главного храма, сферические главы пяти куполов храма; четырёхвальмовая крыша трапезной с двускатными крышами фронтонов и входного притвора, сферический купол башенки над трапезной; материал, характер кровельного покрытия и высотные отметки крыши здания; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: - центральный круглый световой барабан храма имеет следующее оформление: многообломный венчающий карниз с дентикулами и фризом; профилированный подоконный карниз; аркатурно-колончатый пояс, состоящий из полуколонок с кубоватыми капителями и массивными, упрощёнными архивольтами, пояс опирается на кольцо-основание барабана с рядом горизонтальных филенок, расположенных ниже подоконного карниза; - декор и композиция угловых восьмигранных световых барабанов: квадратные в плане основания; прямоугольные ниши на гранях оснований (с дентикулами и выложенными кладкой плоскими греческими крестами); профилированные подоконные карнизы; аркатурно-колончатый пояс: сдвоенные полуколонки с кубоватыми капителями и массивными, упрощёнными архивольтами; - многообломный, раскрепованный, со ступенчатыми дентикулами венчающий и междуэтажный карнизы основного объема храма; - многообломный, раскрепованный подоконный карниз первого этажа основного объема храма; - цоколь основного объема храма, облицованный плитами известняка; - ризалиты основного объема храма: с массивными закомарами центрального нефа и трансепта по северному, восточному и южному фасадам, треугольным фронтоном центрального нефа – по западному; - рустованная поверхность стен храма ниже подоконного карниза первого этажа; - пилястры, фланкирующие углы храма: рустованные на уровне первого этажа, с изображением латинского креста на северном и южном фасадах; - пилястры (рустованные на уровне первого этажа), фланкирующие ризалиты северного и южного фасадов; - одинаковый декор всех оконных наличников основного объема храма: полуколонки с кубоватыми капителями, увенчанные архивольтом с аграфом; наличники оконных проемов стен имеют килевидное завершение, северного и южного ризалитов – полуциркульное; - окна-трифоры северного и южного ризалитов на уровне второго этажа с повышенным центральным окном; - окно-люкарна на фронтоне западного ризалита; - крыльцо, примыкающее к южному фасаду основного объема храма: лестничная площадка с двумя ведущими к ней одномаршевыми лестницами (цоколь облицован известняковыми плитами); пара колонн с кубоватыми капителями по углам площадки и пара таковых же полуколонн, фланкирующих дверной проем; металлические связи конструкции крыльца; - профилированный, со свесом и фризом, раскрепованный главный карниз трапезной и входного объема; - простой междуэтажный карниз входного объема трапезной; - четырехпилястровые портики по северному и южному фасадам трапезной, увенчанные треугольными фронтонами; - профилированные оконные наличники трапезной, подоконные полочки нижнего яруса окон; - четырехколонный портик по западному фасаду входного объема трапезной: полуфронтон с аркой в тимпане, дополненный ступенчатым аттиком; - профилированные оконные наличники (с подоконными полочками) второго яруса южного фасада входного объема трапезной; - на окнах основного объёма присутствуют кованые решётки с червонками, розетками и волютами; - в тимпане фронтона западного притвора сохранились фргменты росписи – Всевидящее Око; количество, расположение, габариты, конфигурация оконных и внешних дверных проемов здания (современное состояние): оконные (двадцать восемь и восемь окон центрального барабана) и дверные (четыре) проемы основного объема храма имеют полуциркульное завершение; стены трапезной прорезаны по нижнему ярусу четырнадцатью прямоугольными оконными проемами (шесть заложены), по верхнему ярусу – четырнадцатью круглыми оконными проемами (все заложены); стены входного объема трапезной прорезаны двумя квадратными оконными проемами и одним дверным (двухпольная филенчатая дверь) – с сегментной фрамугой; архитектурно-художественное оформление интерьеров здания: - сферические треугольники парусов-пандативов центрального и угловых барабанов основного объема храма; - квадратные в сечении, с двухчастной раскреповкой углов, столбы-пилоны, несущие посредством подпружных арок и парусов, световые барабаны и купола; - цилиндрические своды с распалубками между угловыми барабанами четверика; - парусные своды угловых травей основного объёма храма; - сомкнутые и коробовые своды подвала четверика; - хоры в западной части четверика с ведущей к ним двухмаршевой металлической лестницей, ограждение лестницы и хоров украшено оформлено червонками и волютами; лестница опирается на литую чугунную колонку, вытянутую в высоту, канеллированную, с балюстрой понизу и кубоватой капителью; - профилированные обрамления арок, импостов и сводов четверика; - профилированные карнизы центрального барабана; - профилированные наличники окон с полуциркульным завершением и колонки с кубоватыми капителями на окнах-трифорах; - медальоны (центральные – с изображением креста) на соффитах подпружных арок центрального барабана; - витражное заполнение верхних сегментов тройных окон второго яруса северного и южного фасадов четверика; - солея с амвоном, расположенные перед восточной парой столбов четверика; - кованные двупольные двери притвора; - четыре колонны коринфского ордера, несущие балочную систему перекрытия трапезной; - четыре пары колонн дорического ордера, несущие хоры трапезной; - деревянные перила хоров трапезной: квадратные в сечении стойки, украшенные филенками, точеные балясины; - фрагменты фресок над хорами трапезной: ангелы и Ветхозаветная Троица, исполненные в реалистической манере; - чугунная литая лестница с растительным орнаментом в трапезной; - тянутые многообломные потолочные карнизы в помещениях второго этажа трапезной; - голландская печь в трапезной, облицованная белыми изразцами, с чугунным печным прибором; конструкции капитальных фундаментов, стен здания (фундамент из бутового камня, стены - кирпичные на известковом растворе); несущие стены, их материалы (кирпичные на известковом растворе) и конструкции, которые образуют основу планировки здания; материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей.