Дворец культуры «Строитель»

1. Местоположение и градостроительные характеристики.1.1. Дворец культуры «Строитель» расположен в Центральном районе города Новокузнецка, в квартале жилой застройки, прилегающем к западной стороне проспекта Металлургов. Главным южным фасадом обращен на улицу Орджоникидзе. На данном участке улицы занимает доминирующее положение, формирует фронт застройки.1.2. Расположение в непосредственной близости от площади имени Маяковского включает Дворец культуры «Строитель» в архитектурный ансамбль одной из центральных парадных магистралей города, застроенной в 1940-е – 1950-е годы.1.3. Дворец культуры «Строитель» является частью парадной пространственной композиции, замыкая перспективу сквера, расположенного перпендикулярно к улице Орджоникидзе.2. Объемно-пространственная композиция здания по состоянию на 1952 год.2.1. Объект состоит из двух объемов: южного П-образного с курдонёром и колоннадой и северного прямоугольного в плане, вытянутого по оси север – юг.2.2. Композиция здания: симметричное осевое построение с последовательным чередованием главных и вспомогательных залов, вестибюлей и помещений.2.3. Пространственно-планировочная структура здания в габаритах капитальных стен и перекрытий, включающая большой зрительный зал, центральное парадное фойе, репетиционные залы на втором этаже в правом и левом крыле, репетиционные залы на третьем этаже, фойе второго этажа, вестибюль первого этажа, входную зону и гардероб, расположение парадных и служебных лестничных клеток.2.4. Высотные отметки объемов здания, форма карнизов и кровли.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания по состоянию на 1952 год.3.1. Материал наружных стен – кирпич, отделка – гладкая штукатурка, кровля – металлическая фальцевая.3.2. Колористическое решение: стены – светло-охристый или желтый колер, декоративные элементы – белый цвет, цоколь – темные тона.3.3. Местоположение и форма дверных и оконных проемов; рисунок и расстекловка заполнений оконных проемов; заполнение дверных проемов.3.4. Композиция главного южного фасада:- сочетание плоскости колоннады и плоскости стены, завершающейся треугольным фронтоном;- колоннаду формирует десять колонн, размещенных в два ряда: по шесть и по четыре колонны;- торцевые южные фасады П-образного объема, гладкие, без проемов;- южная стена трехэтажного П-образного объема: пять оконных осей; окна первого и второго этажей прямоугольные, третьего – с арочным завершением; на центральной оси в уровне первого этажа – прямоугольный дверной проем главного входа, в уровне третьего этажа – высокий прямоугольный проем с арочным завершением;- крыльцо из плит в три ступени.3.5. Декор главного южного фасада:- колоннада: колонны тосканского ордера сложены из кирпича, оштукатурены, опираются на кубические базы; ступенчатый карниз навеса портика; кессонный потолок портика; материал, размер, шрифт, содержание текста на южном фасаде портика: «КЛУБ СТРОИТЕЛЕЙ»;- торцевые южные фасады П-образного объема: в уровне первого этажа неглубокая прямоугольная ниша с полуциркульным завершением, в её плоскости декоративный треугольный сандрик с профилированным карнизом, опирающийся на ступенчатый П-образный выступ; над нишей по оси симметрии расположен выступающий прямоугольный гладко оштукатуренный декоративный элемент, завершающийся карнизом;- композиция декоративного оформления главного входа в здание: профилированный портал дверного проема; полукруглое окно в уровне второго этажа, декоративные волютообразные консоли, вытянутые прямоугольные ниши с полуциркульным завершением; пилястры ионического ордера; ступенчатый карниз небольшого выноса, завершающий уровень второго этажа; прямоугольные ниши в уровне второго этажа заполненные барельефами; сюжет восточного барельефа – промышленные объекты, сюжет западного барельефа – строительство города; арочный сандрик с волютообразной консолью проема третьего этажа, материал и рисунок заполнения и ограждения проема; пилястры коринфского ордера, на которые опирается ступенчатый карниз; прямоугольные ниши с циркульным завершением; барельефы, выделенные профилированной рамой; сюжеты восточного и западного барельефов: пятиконечная звезда на поле в виде щита, обрамленного листьями лавра и инструментами – атрибутами труда;барельефные гирлянды, перевязанные лентами; венчающий композицию малый декоративный фронтон, поле заполнено барельефом с изображением ордена, обрамленного венком и лентами;- разомкнутый фронтон со ступенчатым карнизом, симметричное расположение пяти круглых розеток в поле фронтона.3.6. Композиция и декор обращенного внутрь курдонёра западного и восточного фасада П-образного объема:- три оси окон: проемы первого этажа прямоугольные, второго – с арочным завершением;- проем первого этажа в крайней южной оси – дверной; к двери ведет крыльцо из плит в три ступени;- фасад завершает ступенчатый карниз.3.7. Композиция и декор уличного западного и восточного фасада П-образного объема:- пять осей оконных проемов: в четырех осях окна первого этажа вытянутые прямоугольные, сгруппированы попарно, в пятой оси на уровне первого этажа находится квадратная ниша, оформленная профилированной рамой;- окна второго этажа с арочным завершением, под каждым расположена прямоугольная ниша, обрамленная профилированным выступом;- фасад завершает ступенчатый карниз.3.8. Композиция и декор северного фасада П-образного объема:- разомкнутый треугольный фронтон трехэтажной части здания, фланкирующие его скатами крыши западного и восточного двухэтажных объемов, обрамленные ступенчатыми карнизами;- полукруглое чердачное окно в поле фронтона;- на северных фасадах двухэтажных объемов по одной оси окон, прямоугольных на первом этаже, с арочным завершением на втором, и по эвакуационному выходу из репетиционных залов;- проемы выходов прямоугольные, с крыльцами.3.9. Композиция и декор западного и восточного фасада вытянутого северного объема:- сценическая коробка: гладкие стены с тремя осями прямоугольных окон; один из проемов на первом этаже – выход из зрительного зала, декорирован порталом, профилированным сандриком, декоративными волютообразными консолями; крыльцо из плит в пять ступеней; на западном фасаде находится высокий дверной проем для погрузки декораций;- центральные части западного и восточного фасадов имеют пять оконных осей; декор – пилястры тосканского ордера, ступенчатый карниз большого выноса;окна первого и второго этажей прямоугольные, расположены парно; деревянные резные столбики разделяют парные окна; расстекловка мелкая; в поле между окнами этажей прямоугольные ниши с барельефами – гирлянды, перевязанные лентами;- приямки под каждой осью окон;- фасады завершает ступенчатый карниз.3.10. Композиция и декор северного фасада вытянутого северного объема:- выступающая часть сценической коробки с разомкнутым треугольным фронтоном и фланкирующими её торцевыми частями двухэтажного объема;- декорирован нишей с арочным завершением; расположенной над ней полукруглой нишей; обрамляющими композицию пилястрами, арочным сандриком; круглым ложным чердачным окном с профилированной рамкой;- торцевые части двухэтажного объема имеют по одной оси прямоугольных окон.4. Архитектурно-художественное оформление интерьеров здания по состоянию на 1952 год.4.1. Большой зрительный зал:- плафон потолка с центральной и угловыми круглыми лепными розетками, с потолочным карнизом с лепным орнаментом по периметру;- сценический портал, его обрамление объемным профилем с растительным орнаментом;- потолок авансцены – кессоны с розетками;- обрамляющие сцену ложи с арочными проемами, фронтонами, пилястрами коринфского ордера, барельефами на фризе и в поле фронтона, ограждении ложи (растительный орнамент, венки, гирлянды, ленты);- балкон (местоположение и форма), оформление ограждения: растительный орнамент, картуши, кронштейны, оформление нижней части площадки балкона: кессоны с лепными розетками в ячейках;- картуши с растительным орнаментом для размещения стенных бра;- осветительные приборы: главная люстра зрительного зала, стенные бра;- потолочные и стенные вентиляционные решетки с растительным рисунком;- общее колористическое решение интерьера.4.2. Центральное парадное фойе:- сводчатый потолок с диагонально расположенными кессонами и лепными розетками;- штукатурные лепные карнизы c кронштейнами по периметру потолка;- лепные розетки, расположенные в поле между карнизами по периметру зала;- круглые потолочные розетки с растительным орнаментом для люстр;- колонны коринфского ордера;- настенные барельефы с изображением лаврового венка, лент и рогов изобилия;- размеры, форма и композиция проемов галереи второго света и дверных проемов первого этажа;- ограждение галереи второго света: материал, форма балясин;- волютообразные кронштейны в проемах галереи второго света;- стенные розетки с вентиляционными решетками растительного орнамента;- оформление портала дверных проемов – главных входов в зрительный зал: ступенчатый карниз и волютообразные консоли;- материал и рисунок пола: бетонно-мозаичный с цветным геометрическим рисунком;- осветительные приборы: люстры;- заполнение дверных проемов: филенчатые двупольные распашные двери зрительного зала;- общее колористическое решение интерьера.4.3. Репетиционные хореографические залы в восточном и западном крыле второго этажа П-образного объема:- лепные восьмиугольные потолочные розетки с растительным орнаментом;- лепные угловые потолочные барельефы с растительным орнаментом;- потолочные тяги;- рельефные стенные картуши для осветительных приборов;- порталы дверных проемов;- стенные вентиляционные решетки с растительным рисунком;- общее колористическое решение интерьера.4.4. Репетиционный хоровой зал в центральной части третьего этажа П-образного объема:- сводчатый потолок;- профилированные потолочные тяги по периметру помещения;- круглая потолочная розетка с растительным орнаментом для люстры;- осветительный прибор: люстра;- пилястры;- форма, размер и заполнение проема «французского окна», выходящего на главный южный фасад.4.5. Фойе второго этажа:- круглые потолочные розетки с растительным орнаментом для люстр;- осветительные приборы: люстры;- волютообразные кронштейны с растительным орнаментом в арках проемов;- потолочные тяги;- материал и рисунок пола: бетонно-мозаичный с цветным геометрическим рисунком;- общее колористическое решение интерьера.4.6. Административные (кабинеты) и кружковые помещения второго этажа:- круглые потолочные розетки с растительным орнаментом для люстр;- осветительные приборы: люстры;- потолочные тяги;- материал и рисунок пола: паркет «елочкой»;- общее колористическое решение интерьера.4.7. Вестибюль первого этажа:- кессонные потолки с круглыми лепными розетками с растительным орнаментом для люстр;- осветительные приборы: люстры;- профилированные тяги, завершающие плоскость стен;- полуколонны тосканского ордера во входном тамбуре;- материал и рисунок пола: бетонно-мозаичный с цветным геометрическим рисунком;- общее колористическое решение интерьера.4.8. Гардероб и кружковые помещения первого этажа:- кессонные потолки с декоративными волютообразными кронштейнами;- профилированные стенные и потолочные тяги.4.9. Лестничные клетки:- кессонные потолки парадных лестниц с круглыми лепными розетками с растительным орнаментом;- ограждение парадных лестниц: металлический каркас с прямоугольными деревянными филенчатыми щитами, с деревянным профилированным поручнем;- ограждение служебных лестниц: металлическое с деревянным профилированным поручнем;- местонахождение и форма оконных проемов;- ограждение оконных проемов парадных лестниц: металлический каркас с прямоугольными деревянными филенчатыми щитами, с деревянным профилированным поручнем;- материал и рисунок пола парадных лестниц: бетонно-мозаичный с цветным рисунком – ступени, метлахская плитка мозаичный рисунок – площадки лестниц;- общее колористическое решение интерьера.4.10. Коридоры:- потолочные тяги.4.11. Заполнение оконных и дверных проемов:- двери – деревянные, филенчатые, двупольные распашные и однопольные;- заполнения оконных проемов – двойные, деревянные, с мелкой расстекловкой.5. Скульптуры по состоянию на вторую половину 1950-х годов.5.1. Местоположение: на кубических базах, расположенных на западном и восточном краю лестницы перед главным фасадом здания.5.2. Форма пьедестала: прямоугольный параллелепипед.5.3. Западный пьедестал: фигура молодого рабочего; восточный пьедестал: фигура молодой работницы с инструментами в руках.5.4. Материал, техника исполнения, колористическое решение.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте