Екатеринодарский городской и общественный банк и сиротский суд
Поделитесь информацией с друзьями, пожалуйста!
Градостроительные характеристики: значимый элемент композиционно-пространственной структуры городского силуэта; значимый градоформирующий элемент строчной застройки ул. Карасунской; характерные точки визуального восприятия: ул. Карасунская в западном и восточном направлениях; главный элемент участка застройки; визуальная взаимосвязь объекта культурного наследия с элементами благоустройства и сложившимся градостроительным окружением. Объемно-пространственные характеристики: объемно-пространственное решение здания в существующих пропорциях и подлинных материалах исторического объема (1898-1900 гг.) – лит. А, представляет собой двухэтажный кирпичный объем «Г»-образной конфигурации в плане; анфиладная планировка служебных залов в ходе эксплуатации видоизменена; Архитектурные характеристики и конструктивные элементы здания: по своим стилистическим особенностям исторический объем соответствует стилистике позднего классицизма в варианте «кирпичной» эклектики; архитектурный облик интерьеров: сочетание форм, характерных для позднего классицизма в варианте «кирпичной» эклектики; фундаменты – кирпичные ленточные; несущие стены – кирпичные; межэтажное перекрытие – железобетонные, чердачное – деревянное; крыша скатная, деревянная стропильная, с покрытием из оцинкованной кровельной стали с организованным водостоком; парадная лестница вестибюля трехмаршевая железобетонная; полы в залах и комнатах паркетные, в вестибюле и подсобных помещениях поздняя керамическая плитка; наружные двери деревянные филенчатые, видоизменены последними ремонтами; оконные блоки поздние, из ПВХ; фасады из красного глиняного кирпича под расшивку швов, декоративные элементы фасада выложены из тесаного глиняного кирпича под расшивку швов; планировка здания видоизменена в ходе эксплуатации, сохранена только в объеме капитальных стен. Особенности планировочных связей: единая внутренняя планировка здания развита вдоль продольной композиционной оси, в ходе эксплуатации видоизменена; габариты здания в плане: 33,5 м. х 25,75 м. Архитектурно-художественное оформление фасадов: Северный (главный) фасад здания: выполнен из красного глиняного кирпича под расшивку швов, симметричен и фланкирован двумя ризалитами, которые увенчаны фронтонами. Плоскости фасада декорированы архитектурными деталями, выложенными из тесаного глиняного кирпича под расшивку швов; по горизонтали раскрепован глубокими рустами в пределах первого этажа, междуэтажным карнизом, архитравом, фризом и карнизом, над которым расположена балюстрада, расчлененная парапетными тумбами по оси центральных пилястр. Ризалиты фланкированы пилястрами со стилизованными капителями, а западающая плоскость раскрепована лопатками, фланкирующими портал здания. Ризалиты увенчаны треугольными фронтонами. Тимпоны фронтонов заполнены декоративными барельефами растительного орнамента; оконные проемы центральной части первого этажа – прямоугольные, увенчаны сандриками в виде клинчатой структуры, и лучковые в ризалитах, декорированы аналогично. Большие оконные проемы второго этажа полуциркульного сечения с архивольтами и замковым камнем. Архивольты заканчиваются на уровне пяты арки, очерчивающей проём и упираются в горизонтальный филенчатый карнизик, обрамлены наличниками, опирающимися на подоконные тумбы. Изначально по оси симметрии здание в уровне первого этажа располагался сквозной проезд, переоборудованный в ходе эксплуатации во входную и вестибюльную группы. Дверной проем правого ризалита в ходе эксплуатации переоборудован в оконный путем закладки подоконного пространства. Первоначальные деревянные филёнчатые двери с резными накладками в ходе эксплуатации заменены на деревянные дверные блоки, не соответствующие историческим. Южный (дворовой) фасад здания: решен аналогично главному фасаду, но с более скромным декором. В ходе эксплуатации к дворовому фасаду выполнены поздние капитальные пристройки; большие арочные проемы второго этажа с архивольтами и замковым камнем. Архивольт заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей проем, и упирается в горизонтальный филенчатый карнизик. Оконные проемы первого этажа в ходе эксплуатации закрыты поздними пристройками. Восточный и западный фасады: восточный и западный фасады глухие, выполнены в кирпиче, без архитектурно-декоративных элементов. К восточному и западному фасадам примыкают соседние капитальные строения. Архитектурно-художественное оформление интерьеров: Парадные интерьеры эклектичны, оформлены в стилистике позднего классицизма. Вестибюльная группа первого и второго этажей с главной лестницей: интерьер лестничной клетки главной лестницы сохранился без изменений и значительных утрат, за исключением закладки оконных проемов в восточной стене второго этажа и утрате подлинных дверных блоков; парадная лестница трехмаршевая. Подлинные ступени лестницы из мозаичного бетона имеют позднюю облицовку мраморными платами, без соблюдения подлинного рисунка проступей и подступёнков. Перильное ограждение подлинное, кованое с ажурным растительным орнаментом; на плоскости потолков первого и второго этажей выполнена альфрейная роспись растительной тематики; на южной стене здания в уровне второго этажа выполнена современная масляная живопись в виде триптиха религиозной тематики; стены в уровне первого этажа оштукатурены известковым составом. В месте расположения лестничной клетки разделаны по крупный руст. В вестибюльной части первого этажа выполнена панель высотой 900 мм из штукатурных деталей и тяг. По вертикали стены разделаны тройными пилястрами на карты, обрамлённые небольшой тягой. Пилястры декорированы элементами дорического ордера; по верху стен, на потолочном карнизе выполнена альфрейная роспись в виде порезки и пальметок. Роспись поздняя, диссонирует с общим архитектурным решением интерьера; помещение лестничной клетки и вестибюля второго этажа визуально разделено на две части потолочной балкой визуально опирающейся на стилизованные кронштейны с акантовыми листами; стены вестибюля второго этажа разделены на три части – центральную более расширенную с дверным проемом и боковые. Пилястры завершаются композитными дорическими капителями. Плоскости стилизованы под арочные ниши с архитравами и замковым камнем в виде кронштейна. Архитравы заканчиваются на уровне пяты арки, очерчивающей проем и упирается в горизонтальный филенчатый карниз с порезкой в виде ионик. Плоскость арочного пространства декорирована лепными вставками растительного орнамента. Зал второго этажа: стены выполнены из красного глиняного кирпича, оштукатурены известковым раствором. Усилены пилястрами в межоконных простенках и на торцовых стенах зала; торцовые стены зала пилястрами разделены на три части – центральную более расширенную с дверным проемом и боковые. Пилястры завершаются композитными дорическими капителями. Плоскости стилизованы под арочные ниши с архитравами и замковым камнем в виде кронштейна. Архитравы заканчиваются на уровне пяты арки, очерчивающей проем и упирается в горизонтальный филенчатый карниз с порезкой в виде ионик. Плоскость арочного пространства декорирована лепными вставками растительного орнамента; стены зала, соответствующие фасадам здания, равномерно прорезаны большими арочными проемами с архитравами и замковым камнем в виде кронштейна. Архитравы заканчиваются на уровне пяты арки, очерчивающей проем и упирается в горизонтальный филенчатый карниз с порезкой в виде ионик; потолок зала разделен три прямоугольных сектора, края которых акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Нижние грани балок декорированы штукатурными тягами. Плоскость кесона по периметру декорирована лепной порезкой в виде верёвочки, в центре каждой чаши размещена большая потолочная лепная розетка вытянутой формы. Сопряжение потолочной балки с потолком декорировано обломом типа гуська; плоскости стен между спаренными оконными блоками декорированы пилястрами с композитными ионическими капителями. Над капителью расположены парные кронштейны с акантовыми листами, которые визуально поддерживают потолочную балку. Потолочные плафоны по углам декорированы лепным декором растительного орнамента. Исторические характеристики: подлинный объем материальной культуры, свидетельствующий о развитии архитектуры и строительства конца XIX - начала ХХ веков; образец общественного здания конца XIX - начала ХХ веков; здание построено по проекту архитектора И.К. Мальгерба. Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.