Градостроительные характеристики: значимый элемент композиционно-пространственной структуры городского силуэта; значимый градоформирующий элемент композиционно-пространственной структуры площади им. А.С. Пушкина; характерные точки визуального восприятия: ул. Красная и площадь им. А.С. Пушкина; главный элемент участка застройки; визуальная взаимосвязь объекта культурного наследия с элементами благоустройства и сложившимся градостроительным окружением. 2. Функциональные характеристики: общественно-просветительская (здание краевой научной библиотеки). 3. Объемно-пространственные характеристики: объемно-пространственное решение здания в существующих пропорциях и подлинных материалах как исторического объема (начала ХХ века), так и пристроенного (середина ХХ века). По своим стилистическим особенностям исторический объем соответствует неоклассике начала ХХ века, пристроенный объем – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир); историческая (первоначальная) часть здания (1916 г.) представляет собой двухэтажный кирпичный объем с высоким цокольным этажом, с чердачной скатной крышей. Пристроенный корпус (1956 г.), окончательно сформировавший современный облик здания, более высокий (шестиуровневый) с чердачной многоскатной крышей; композиционное решение здания симметричное «Н»-образной конфигурации в плане, состоит из самостоятельных разновременных объёмов, создающих единую композицию. По типу планировочной схемы обе части здания относятся к коридорному типу. 4. Архитектурные характеристики и конструктивные элементы здания: архитектурный облик фасадов: сочетание форм, характерных для неоклассики начала ХХ века и советской неоклассики середины ХХ века (сталинский ампир); архитектурный облик интерьеров: сочетание форм, характерных для советской неоклассики середины ХХ века (сталинский ампир); фундаменты – кирпичные ленточные; стены и перегородки – кирпичные; перекрытия межэтажные – железобетонные по бетонным балкам, чердачное – деревянное отепленное, железобетонное; крыша скатная, деревянная стропильная, с покрытием из оцинкованной кровельной стали с организованным водостоком; в интерьере кирпичные колонны квадратного сечения; парадная лестница вестибюля трехмаршевая железобетонная, междуэтажная двухмаршевая лестница пристроенного корпуса и двухмаршевая лестница книгохранилища – из сборных бетонно-мозаичных ступеней; полы в залах и комнатах паркетные, в подсобных помещениях – керамическая плитка, мозаичный бетон; дверь парадного входа деревянная двупольная глухая с остекленной фрамугой, дверные полотна филенчатые с калевками и декоративными накладками, поверхность тонирована и отделана под лак. Нижняя часть дверных полотен обрамлена медными пластинами; внутренние дверные блоки парадных помещений деревянные, дверные полотна глухие филенчатые, поверхность тонирована и отделана под лак. Дверные полотна восстановлены в ходе реставрации интерьеров, полностью повторяют исторические дверные блоки; оконные блоки деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических. 5. Особенности планировочных связей: единая внутренняя планировка здания развита вдоль продольной композиционной оси. В цокольном этаже планировка преимущественно коридорная с двухсторонним размещением комнат и рабочих помещений; на первом этаже планировочная структура определена продольными рядами колонн квадратного сечения, формирующих центральный проход. На втором этаже планировка зальная. Пристроенный объем книгохранилища имеет поперечные несущие стены, определяющие внутреннюю свободную планировку; габариты здания в плане: 26,65 м х 51,65 м. 6. Архитектурно-художественное оформление фасадов: Главный (западный) фасад здания: главный фасад здания ориентирован на центральную улицу города – Красную и площадь им. А.С. Пушкина, расположенную на ней, соответствует стилистическим особенностям неоклассицизма; в симметричной композиции главного фасада доминирует центральный ризалит с аттиком прямоугольной конфигурации, акцентирующий парадный вход; ризалит оформлен спаренными двухярусными круглыми приставными колоннами, выступающими на ¾ из плоскости стены и опирающимися на кубовидные постаменты. Колонны завершаются композитными капителями коринфского ордера, на которые опирается антаблимент с расширенным венчающим карнизом, декорированным модулбонами и розетками; высокий цокольный этаж оформлен глубоким брильянтовым рустом. Вход выделен профилированным наличником и дугообразным сандриком. Проем второго этажа акцентирован небольшим балконом с балюстрадой, прямоугольным сандриком, опирающимся на кронштейны и завершающийся акротерием; края фасада подчеркнуты рустованными лопатками. Плоскость стен имеет слабо выраженную рустовку. Оконные проемы первого этажа декорированы веерными замками, подоконной планкой. Центральные окна первого этажа на боковых участках фасадов имеют широкие рустованные наличники, веерные наличники. Проемы акцентированы прямыми сандриками и кронштейнами, поддерживающими подоконную планку. По осям простенков фасада над карнизом размещены тумбы, объединенные балюстрадой. Другие лаконичные детали подчеркивают основные членения фасада: подоконники, участки тяг в простенках верхних окон, подоконные ниши, подоконные планки оконных проемов второго этажа; оконные блоки деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков; дверь парадного входа деревянная двупольная глухая с остекленной фрамугой. Дверные полотна филенчатые с калевками и декоративными накладками, поверхность тонирована и отделана под лак. Нижняя часть дверных полотен обрамлена медными пластинами. Дверь восстановлена при реставрации здания, полностью соответствует исторической; высокое трехсходное крыльцо в центре фасада облицовано плитами гранита. Северный фасад: северный фасад имеет сложную форму, состоит из нескольких фасадных плоскостей, ограничивающих основные объемы: исторический и пристроенный; фасад исторического объема в уровне второго этажа имеет протяженную террасу, опирающуюся на рустованные колонны квадратного сечения. Ограждение террасы в виде балюстрады, размещенной между квадратными оштукатуренными тумбами квадратного сечения; большие арочные проемы второго этажа с архивольтами и замковым камнем в центральной части отделены между собой пилястрами, завершающимися ионическими капителям, которые визуально поддерживают фриз венчающего карниза. Архивольт заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей проем, и упирается в горизонтальный филенчатый карнизик. Оконные проемы первого и цокольного этажа имеют прямоугольную конфигурацию; оконные блоки деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков; глухая (торцовая часть) фасада имеет слабо выраженную рустовку. Высокий цокольный этаж оформлен глубоким брильянтовым рустом; лестница на террасу металлическая с решетчатым ограждением, поздняя, выполнена в ходе эксплуатации объекта культурного наследия для обеспечения пожарного выхода из здания; фасад пристроенного объема оформлен в единой стилистике с историческими фасадами, имеют единый уровень карниза, цоколя, оконных проемов (больших полуциркульных - в верхней части и прямоугольных - в нижней). Межоконные простенки декорированы двухярусными пилястрами, увенчанными тосканскими капителями, которые визуально поддерживают фриз и межэтажный расширенный карниза. Глухая плоскость стены левой части фасада в уровне капителей прорезана круглым окном; пристроенный объем имеет пониженный аттиковый этаж с невысоким карнизом. Его стены прорезаны частым ритмом щелевидных оконных проемов; в остальной отделке повторен лаконичный декор главного фасада. Восточный фасад: восточный фасад пристроенного объема оформлен в единой стилистике с историческими фасадами, имеют единый уровень карниза, цоколя, оконных проемов (больших полуциркульных - в верхней части и прямоугольных - в нижней). Межоконные простенки декорированы двухярусными пилястрами, увенчанными тосканскими капителями, которые визуально поддерживают фриз и межэтажный расширенный карниза. Пространство стен между пилястрами в уровне двух этажей прорезано прямоугольными оконными проемами и круглыми окнами в уровне капителей; пристроенный объем имеет пониженный аттиковый этаж с невысоким карнизом. Его стены прорезаны частым ритмом щелевидных оконных проемов, сгруппированных по три, чередующихся с невысокими полуциркульными проемами; в правой части фасада утроен вход в здание с квадратным односходным крыльцом; с левой стороны от крыльца размещается поздний вход в подвальное помещение с металлическим навесом, который исторической и архитектурной ценности не представляет. Южный (дворовой фасад): южный фасад имеет сложную форму, состоит из нескольких фасадных плоскостей, ограничивающих основные объемы: исторический и пристроенный; фасад пристроенного объема оформлен в единой стилистике с историческими фасадами, имеют единый уровень карниза, цоколя, оконных проемов (больших полуциркульных - в верхней части и прямоугольных - в нижней); большие арочные проемы второго этажа с архивольтами и замковым камнем в центральной части отделены между собой пилястрами, завершающимися ионическими капителям, которые визуально поддерживают фриз венчающего карниза. Архивольт заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей проем, и упирается в горизонтальный филенчатый карнизик. Глухая плоскость стены правой части фасада в уровне капителей прорезана круглым окном; плоскость стен имеет слабовыраженную рустовку поверхности; пристроенный объем имеет пониженный аттиковый этаж с невысоким карнизом. Его стены прорезаны частым ритмом щелевидных оконных проемов, сгруппированных по три; расширенный венчающий карниз исторического объема декорирован модульонами и розетками. 7. Архитектурно-художественное оформление интерьеров: парадные интерьеры оформлены в стилистике советской неоклассики середины ХХ века (сталинский ампир). Парадный вестибюль: парадный вестибюль расположен в ризалитной части исторического объема; лестница техмаршевая, боковые марши в цокольный этаж и центральный расширенный марш первого этажа объединены площадкой вестибюльной группы. Центральный лестничный марш и площадка первого этажа имеют единое глухое бетонное ограждение, плоскости которого декорированы квадратными вставками с лепным декором в форме цветочной розетки, окрашены белой краской. Завершается ограждение массивным деревянным поручнем, покрытым лаком. Центральный марш по ширине равен двум боковым маршам. Ступени с галтелями и площадки покрыты мозаичным бетоном; ограждение лестницы в уровне первого этажа упирается в две квадратные колонны с композитными капителями, на которые опираются балки кессонного потолка; по форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены иониками. На поле кессонов размещены круглые лепные розетки. Центральный кессон по периметру декорирован дентикулами; дверные проемы лестничной площадки первого этажа обрамлены штукатурными наличниками с иониками, декорированы в верхней части прямоугольными лепными панно в виде венков с факелами. Центральный дверной проем акцентирован прямоугольным сандриком с иониками, опирающимся на стилизованные кронштейны. В нише под сандриком расположено лепное панно в форме венков с развивающейся лентой; дверные полотна деревянные филенчатые глухие двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки прямоугольной конфигурации, деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков; входы в помещения цокольного этажа оформлены в виде арочного проема с архивольтом, который заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей проем, и упирается в горизонтальный филенчатый карнизик; оформление вестибюля дополняет: восьмирожковая электрическая люстра центрального кессона, выполненная из бронзы и фаянса; два чугунных фонарных столба с шаровидными стеклянными плафонами. По своим стилистическим особенностям осветительное оборудование соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество. Зал каталога (1-й этаж исторический объем): зал каталога имеет вытянутую прямоугольную конфигурацию в плане. Пространство помещения визуально разделено на две части линией квадратных колонн с композитными ионическими капителями и балюстрадой между ними. Ритм колонн поддерживается приставными пилястрами межоконного пространства и плоскости стены, с композитными ионическими капителями; по форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены иониками. На поле кессонов размещены круглые лепные розетки; входы в зал каталога оформлены в арочных нишах с архивольтами, который заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей нишу, и упирается в горизонтальный филенчатый карниз приставной пилястры. Сам дверной проем прямоугольной конфигурации, обрамлен лепным тянутым наличником с ионической порезкой. Входы в соседние залы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой; дверные полотна деревянные филенчатые глухие двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки первоначальные, прямоугольной конфигурации, деревянные, окрашены масляными составами, подоконники из мозаичного бетона с галтелями; оформление зала дополняют 5 восьмирожковых электрических люстр, выполненных из бронзы и фаянса. По своим стилистическим особенностям соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество. Отдел учета и регистрации читателей (1-й этаж исторический объем): зал имеет квадратную конфигурацию в плане, углы подчеркивают прямоугольные пилястры, выходящие из тела стены. Пилястры завершаются композитными ионическими капителями. Потолок по периметру подчеркнут расширенным фризом с иониками. По центру потолка расположена круглая лепная розетка с растительной тематикой. Оформление зала дополняет 1 восьмирожковая электрическая люстра, выполненная из бронзы и фаянса. По своим стилистическим особенностям соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество; оконный блок прямоугольной конфигурации, деревянный, тонированный с отделкой под лак, выполнен в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков, подоконник из мозаичного бетона с галтелями. Отдел литературы на иностранных языках (1 этаж исторический объем): помещение вытянутой прямоугольной конфигурации в плане, разделено между собой кирпичной перегородкой на две сообщающиеся равнозначные комнаты. Пространство каждого помещения визуально разделено на две равновеликие части выступающей из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены иониками, переходящими в плоскости стены в потолочный фриз. Потолочные балки и фриз визуально опираются на выступающие из плоскости стены приставные пилястры с композитными ионическими капителями; потолок декорирован круглыми лепными розетками; оформление зала дополняет 2 восьмирожковые электрические люстры, выполненные из бронзы и фаянса, плафоны из стекла поздние, подобраны по форме и размеру. По своим стилистическим особенностям люстры соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество; оконные блоки прямоугольной конфигурации, деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков, подоконники из мозаичного бетона с галтелями. Помещения лестничной клетки и вестибюлей пристроенного объема: помещение вытянутой прямоугольной конфигурации в плане с междуэтажной двухмаршевой лестницей – из сборных бетонно-мозаичных ступеней с галтелями. Лестничные марши с нижней стороны оштукатурены и декорированы по периметру поля тягой простого профиля. Ограждение металлическое решетчатое клепанное первоначальное. Поручень деревянный; по форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. На поле кессонов размещены круглые лепные розетки. По периметру поля проходит порезка в форме веревочки; потолочные балки визуально опираются на выступающие из плоскости стены приставные пилястры с композитными дорическими капителями; входы в соседние залы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой; дверные полотна деревянные филенчатые глухие двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; стены облицованы мраморными панелями. Облицовка поздняя, выполнена при реставрации здания взамен, пришедшей в негодность, отделке под искусственный мрамор. Зал городского абонента на первом этаже (пристроенный объема): зал городского абонемента имеет вытянутую прямоугольную конфигурацию в плане, разделен кирпичной перегородкой, отделяющей основное помещение от книгохранилища. Пространство помещения визуально разделено на две части линией квадратных колонн с композитными коринфскими капителями. Ритм колонн поддерживается приставными пилястрами межоконного пространства и плоскости стены, с композитными коринфскими капителями; по форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены цветочными розетками. По периметру потолка кессонов проходит порезка в виде веревочки из бусин, в центре размещены круглые лепные розетки. Сопряжение потолочной балки с потолком декорировано обломов типа гуська с листиками и порезкой с иониками; дверные проемы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой. Входы в соседние залы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой; дверные полотна деревянные филенчатые глухие двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки первоначальные, прямоугольной конфигурации, деревянные, окрашены масляными составами, подоконники из мозаичного бетона с галтелями. Отдел читального зала (пристроенный объем 2-й этаж): отдел читального зала имеет вытянутую прямоугольную конфигурацию в плане, разделен кирпичной перегородкой, отделяющей основное помещение от книгохранилища. Пространство помещения визуально разделено на две части линией квадратных колонн с композитными коринфскими капителями. Ритм колонн поддерживается приставными пилястрами межоконного пространства и плоскости стены, с композитными коринфскими капителями; по форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены цветочными розетками. По периметру потолка кессонов проходит порезка в виде веревочки из бусин, в центре размещены круглые лепные розетки. Сопряжение потолочной балки с потолком декорировано обломов типа гуська с листиками и порезкой с иониками; дверные проемы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой. Входы в соседние залы прямоугольной конфигурации, обрамлены лепным тянутым наличником с ионической порезкой; дверные полотна деревянные филенчатые глухие двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки первоначальные, прямоугольной конфигурации, деревянные, окрашены масляными составами, подоконники из мозаичного бетона с галтелями; оформление зала дополняют 5 восьмирожковых электрических люстр, выполненных из бронзы и фаянса. По своим стилистическим особенностям соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество. Читальный зал (2-й этаж исторический объем): главный зал (читальный зал) второго этажа - наиболее представительское помещение. Двухсветный объем читального зала оконными проемами ориентирован на северный и южный фасады здания; стены зала, соответствующие фасадам здания, равномерно прорезаны большими арочными оконными проемами, в зоне падуги украшены лепным карнизом с иониками. Вход в зал из помещения лестничной клетки оформлен в виде слабовыраженной арочной ниши, которая по бокам фланкирована прямоугольными пилястрами с дорическими капителями. Плоскости стены с лева и права от ниши декорированы лепным панно в виде венков с факелами. По всему периметру зала на уровне пяты арок проходит облом в форме гуська с листиками; потолок по периметру богато декорирован обломом в форме гуська с листиками, лепными порезками с иониками и дентикулами с акантовым листом; поле потолка декорировано шестью круглыми лепными розетками под осветительную арматуру; в торцовой стене читального зала устроены четыре входа в каталожные отделы. Дверные проемы сблокированы по два с каждой стороны, обрамлены штукатурными наличниками, фланкированы по бокам и разделены между собой прямоугольными пилястрами с композитными дорическими капителями. Плоскость стены, над дверными проемами, декорирована двумя массивными лепными панно. По центру стены устроена арочная ниша с архивольтом, который заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей нишу, и упирается в горизонтальный филенчатый карниз-облом в форме гуська с листиками. В нише установлен бюст А.С. Пушкина; дверные полотна деревянные филенчатые глухие одинарные и двупольные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки арочной конфигурации, деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков, подоконники бетонные мозаичные с галтелями. Подоконные ниши оформлены балюстрадой; оформление зала дополняют 6 двенадцати рожковых электрических люстр, 8 двухрожковых бра и 3 однорожковых бра, выполненных из бронзы и фаянса. Плафоны бра стеклянные, поздние, подобраны по аналогу. По своим стилистическим особенностям осветительная арматура соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество. Зал архитектуры и искусства (2-й этаж исторический объем): зал имеет квадратную конфигурацию в плане. Потолок по периметру и в центре декорирован штукатурной тягой. В центре расположена большая круглая потолочная розетка с акантовыми листами, по четырем углам расположены малые потолочные розетки, объединенные между собой по большому кругу обломом в форме гуська с листиками; дверные полотна деревянные филенчатые глухие одинарные, выполнены в ходе реставрации здания, полностью соответствуют историческим дверным полотнам; оконные блоки прямоугольной конфигурации, деревянные, тонированные с отделкой под лак, выполнены в ходе реставрации здания, полностью повторяют конфигурацию и расстекловку исторических оконных блоков, подоконники бетонные мозаичные с галтелями; оформление зала дополняют 1 двенадцати рожковая электрическая люстра и 4 люстры-плафона на подвесе в форме цепи, выполненных из бронзы и фаянса. Плафоны люстр-подвесов стеклянные, поздние, подобраны по аналогу. По своим стилистическим особенностям осветительная арматура соответствует основной стилистике здания – неоклассика середины ХХ века (сталинский ампир). Предметом охраны являются: место расположения, габаритны, форма, материал, количество. 8. Исторические характеристики: подлинный объем материальной культуры, свидетельствующий о развитии архитектуры и строительства начала и середины ХХ века; образец просветительного учреждения начала ХХ века в неоклассическом стиле; пример удачно восстановленного и пристроенного корпуса середины ХХ века с реконструированными интерьерами в стиле советской неоклассики; здание построено по проекту архитектора Л.Ф. Эберга, восстановлено по проекту архитектора А.Н. Ожиганова, оформление фасада выполнено архитектором Н.П. Сухановской; сохраняет память о благотворителе – купце Б.В. Чарачеве. Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.