Церковь Иоакима и Анны

Объемно-пространственная структура объекта: расположен в центре старого села. Комплекс зданий располагается на высоком берегу р. Ирмес, у пересечения главной сельской улицы и дороги, ведущей в Гаврилов Посад. «Церковь Иоакима и Анны»: доминирующую роль в объемной композиции играет очень высокий четверик пятиглавого храма (двусветный во втором и односветный в первом этаже) с полуовальной апсидой. Оба этажа трапезной, по ширине равной храму, имеют в западной части притворы. Центральный барабан пятиглавия – световой и более крупный, чем глухие угловые. «Колокольня»: характерная для юго-западной части области столпообразная шатровая колокольня в традициях древнерусского зодчества. Ее объемная композиция сформирована невысоким четырехгранным основанием, восьмигранным столпцом с арками звона в верхней части и шатром, основание которого несколько уже диаметра столпа.Конструктивные особенности: церковь и колокольня возведены из кирпича и побелены по обмазке. Своеобразный по архитектуре сельский культовый комплекс, крупные объемы и силуэт сооружений которого служит выразительным акцентом в широком открытом ландшафте. «Церковь Иоакима и Анны»: материал конструкций (кирпич, дерево, фундамент бутовый). Первый этаж храма перекрыт коробовым сводом, второй – лотковым. Оригинальной особенностью верхнего храма являются поддерживающие центральную световую главу две подпружные арки, переброшенные от северной к южной стене. Они опираются на объединенные, попарно вытянутые полуколонны, помещенные в простенках между окнами. «Колокольня»: материал конструкций (кирпич, дерево, фундамент бутовый). Нижний ярус колокольни перекрыт коробовым сводом с распалубками над боковыми проемами.Внешнее декоративное убранство: «Церковь Иоакима и Анны»: отличительной чертой фасадной композиции здания является усложнение и нарастающее обилие декоративных форм снизу вверх. Профилированные карнизы с поребриком делят четверик на три яруса. Если стены нижнего храма, прорезанные небольшими окнами (с лучковыми перемычками), украшенными рамочными наличниками, расчленены гладкими лопатками, чуть отступающими на углах, то во втором ярусе лопатки сменяют двойные, а в третьем – тройные полуколонки. Окна двух ярусов верхней церкви – более крупные, арочные и обрамлены наборными наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Своеобразный широкий фриз под венчающим карнизом включает пучки полуколонок, образующие подобие крупных триглифов. Фасадное убранство дополняют оригинальная аркатура на барабанах глав в виде стрельчатых арочек с тонкими колонками и наборный перспективный портал западного входа. «Колокольня»: нижний ярус имеет широкий арочный проезд по оси восток-запад, обрамленный на фасадах четырехколонными портиками с крупными треугольными фронтонами. Таким же портиком оформлен северный фасад. К южной стене, оштукатуренной и прежде расписанной, примыкала несохранившаяся лестница. Группировка колонн портиков попарно в сочетании с трехчетвертными колоннами на углах объема придает барочную активность угловым частям первого яруса. Фасады восьмигранного столпа, разбитые тонкими поясками из полуваликов и поребрика на три яруса, прорезаны маленькими окнами внутренней лестницы. Тройные полуколонки на углах усиливают вертикальную динамику сооружения. Основание яруса звона с крупными арками охватывает широкий пояс ширинок между лентами поребрика. Три ряда слухов в гранях шатра обрамлены наборными наличниками.Внутреннее декоративное убранство: «Церковь Иоакима и Анны»: верхний храм расписан клеевыми красками в 1 половине 19 века, обновлен масляными красками в конце 19 века. Живопись почти полностью утрачена в алтаре, на стенах и в трапезной. Роспись свода – замечательный образец монументальной живописи, сочетающей барочные и классицистические черты. Гризайльная декорация выявляет необычную структуру интерьера. Арки, покрытые орнаментом из стилизованного меандра и картушей с барочной сеткой, делят свод на три пространственные зоны. Ребра свода подчеркнуты растительным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и листьев. Композиция на восточном лотке «Слава Вышних Богу», очевидно, первоначально служила фоном для скульптурного изображения Христа, венчавшего иконостас, от которого остались незначительные фрагменты. По ее сторонам – гризайльные изображения ангелов со светильниками в руках, выполненные в лучших традициях классицизма. Им отвечали подобные изображения (утрачены) на западном лотке, фланкирующие «Новозаветную Троицу». В угловых частях северного и южного лотков представлены евангелисты, в центре – «Вознесение Христа» и «Вознесение Богоматери». композиции имеют затейливые барочные обрамления. в нижнем храме и притворе сохранились остатки росписи маслом 2-й половины 19 века на евангельские темы. Любопытно изображение именно этой церкви в сцене «Возвращение блудного сына» (в притворе), при выполнении которого, очевидно, был использован архитектурный проект.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте