№ п/п Видовая принадлежность предмета охраны Предмет охраны 1. Мемориальная составляющая Связь с крупной предпринимательской династией Яушевых, не только внесших значительный вклад в развитие южноуральского торгово-предпринимательского дела XIX – начала XX вв., но и прославленных как общественные деятели и благотворители; 2. Местоположение и градостроительные характеристики 2.1. Здание как элемент историко-архитектурной среды Челябинска рубежа XIX – XX вв., часть архитектурного ансамбля ядра исторического центра и одна из его доминант; 2.2. Видовое раскрытие здания со стороны пл. Ярославского, перекрестков улиц Труда/Цвиллинга, Труда/Кирова, прилегающих отрезков улиц Труда, Кирова и Цвиллинга; 2.3. Постановка по красной линии ул. Труда и обращение к ней главным, протяженным южным фасадом; 3. Планировочное и объемно-пространственное решение 3.1. Общая площадь здания 1139,9 кв.м; 3.2. Планировочное решение, с учетом изменений 1950-х гг., связанных с реконструкцией соседнего здания Концертного зала им. Чайковского и включения западной части торгового дома в его состав – прямоугольное в плане здание, усложненное граненым выступом лестничной клетки парадной лестницы на северном фасаде; 3.3. Объемно-пространственная и планировочная композиция и габариты двух – трехэтажного здания с подвалом: двухэтажного в южной части (первый этаж в два света) и трехэтажного в северной части, с повышением объема лестничной клетки с выходом на чердак в северо-восточной части и граненым выступом объема лестничной клетки парадной лестницы на северном фасаде, включая высотные отметки карнизов; 3.4. Конфигурация, габариты, высотные отметки стропильной скатной крыши; 4. Конструктивная система и материал 4.1. Ленточный бутовый фундамент; 4.2. Наружные и внутренние несущие стены кирпичной кладки на известковом растворе, как продольные, так и поперечные; 4.3. Конструкция перекрытия вестибюля, залов первого этажа и лестничной клетки парадной лестницы – монолитная ребристая плита, опирающаяся на главные продольные балки с пролетом 12 м и второстепенные поперечные балки пролетом 5,6 – 6 м и расположенные с шагом в 3 м; 4.4. Конструкция перекрытия подвала, лестничной клетки северо-восточной служебной лестницы и северо-восточных прилегающих к ней помещений промежуточного этажа – своды Монье (бетонные, с пролетом 0,95 м, на двутавровых балках); 4.5. Историческая конструкция и материал (деревянные балки) чердачного перекрытия в северной части здания. 5. Исторический характер обработки фасадной поверхности 5.1. На главном фасаде: 5.1.1. штукатурка и окраска межоконного пояса между витринами первого и второго этажа, надоконного пояса над витринами второго этажа, архитектурных и декоративных элементов; 5.1.2. облицовка глазурованной плиткой цоколя, межоконных простенков, флангов, аттика; 5.2. северный и восточный фасады: фактура неоштукатуренной кирпичной стены; 6. Колористическое решение фасадной поверхности 6.1. На главном фасаде: 6.1.1. глазурованная плитка в межоконные простенках и аттике – светлого бежевого тона; 6.1.2. глазурованная плитка цоколя, флангов – темно-синяя; 6.1.3. штукатурка и окраска межоконного пояса между витринами первого и второго этажа, надоконного пояса над витринами второго этажа, постамента колонн – светло-серая или близкого тона; 6.1.4. штукатурка и окраска архитектурных и декоративных деталей – светлого тона; 6.2. северный и восточный фасады: цвет красного глиняного кирпича; 7. Расположение, форма и габариты исторических оконных проемов (в том числе заложенные) 7.1. На главном фасаде: семь витринных эркерных окон первого этажа и семь витринных эркерных окон второго этажа, прямоугольные, с прямоугольной расстекловкой; 7.2. На восточном фасаде: 7.2.1. два окна третьего этажа, прямоугольные, с клинчатыми перемычками; 7.2.2. окно выхода на чердак, невысокое прямоугольное, с клинчатой перемычкой; 7.2.3. окно чердака – полуциркульное; 7.3. на северном фасаде: 7.3.1. на левом, восточном, фланге окна боковой служебной лестничной клетки в две оконные оси второго-третьего этажа и этажа выхода на чердак – прямоугольные, без обрамлений, с клинчатой перемычкой; 7.3.2. первого-третьего этажей в пять оконных осей на участке фасадной стены между объемами служебной и главной лестничных клеток – прямоугольные, без обрамлений, с клинчатой перемычкой, значительно большей высоты на третьем этаже; 7.3.3. оконные проемы лестничной клетки парадной лестницы – нижнее, на высоту первого этажа, прямоугольное; верхнее, прямоугольное, на высоту второго и третьего этажей, соответствующее по габаритам витринам южного фасада, с прямоугольной расстекловкой; 7.3.4. на правом, западном фланге: на первом этаже фланкирующие исторический дверной проем; на втором – третьем этаже в три оконные оси и на первом этаже в левой оси, аналогичные по форме и габаритам окнам на участке фасадной стены между объемами служебной и главной лестничных клеток – прямоугольные, без обрамлений, с клинчатой перемычкой, значительно большей высоты на третьем этаже (частично заложены). 8. Расположение, форма и габариты исторических дверных проемов (в том числе заложенные) 8.1. На главном фасаде: боковые, симметрично расположенные в простенках между первой и второй витринами на левом и на правом флангах; 8.2. на восточном фасаде: арочный, с архивольтом и замковым камнем (заложен); 8.3. на северном фасаде: 8.3.1. входной проем служебной лестничной клетки – арочный, с архивольтом и замковым камнем на левом, восточном, фланге; 8.3.2. прямоугольный, с лучковым завершением и клинчатой перемычкой на участке фасадной стены между объемами служебной и главной лестничных клеток; 8.3.3. прямоугольный, с лучковым завершением и клинчатой перемычкой по центральной оси на западном фланге фасада (частично заложен); 9. Материал заполнений оконных проемов Деревянные рамы и переплеты витринных оконных проемов главного фасада 10. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 10.1. Композиция и архитектурное решение лицевого (южного) фасада: 10.1.1. центрально-осевая симметричная композиция; 10.1.2. цоколь, облицованный глазурованной плиткой; 10.1.3. мерный ритм эркерных витрин в семь осей на первом и втором этажах и узких простенков между ними; 10.1.4. фланкирующие среднюю витрину второго этажа спаренные трехчетвертные колонны с композитными капителями оригинального рисунка; 10.1.5. пьедесталы колонн, опирающиеся на волютообразные кронштейны с акантами; 10.1.6. профилированный подкарнизный пояс и профилированный венчающий карниз; 10.1.7. разрыв венчающего карниза в средней части; 10.1.8. акцентировка центральной оси фасада аттиком, фланкированным лопатками с фигурными завершениями и декором на лицевой плоскости с типичным для стиля модерн мотивом пересечения круга вертикальными прямыми; 10.1.9. шесть парапетных столбиков с волютообразным завершением, расположенных по осям межоконных простенков; 10.1.10. больший, в сравнении с остальными, размер средних столбиков на фрагментах фасада левее и правее центральной оси, с украшением их лицевой поверхности орнаментальным лавровым венком; 10.2. Композиция и архитектурное решение бокового (восточного) и дворового (северного) фасадов: 10.2.1. отсутствие декоративных акцентов, их лаконичный облик; 10.2.2. акцентировка вертикальной оси восточного фасада арочным дверным проемом с архивольтом и замковым камнем (заложен); 10.2.3. ассиметричное решение дворового (северного) фасада; 10.2.4. размещение на левом фланге северного фасада повышенного объема боковой служебной лестничной клетки с арочным дверным проемом с архивольтом и замковым камнем и двумя осями окон на высоту второго – третьего этажа и этажа выхода на чердак; 10.2.5. выступ граненого объема лестничной клетки парадной лестницы ассиметрично, в правой части северного фасада; 10.2.6. решение фасадной стены северного фасада на участке между объемами служебной и главной лестничных клеток в пять оконных осей; 10.2.7. решение фасадной стены северного фасада на участке между объемом главной лестничной клетки и углом стены в 3 оконные оси; 10.2.8. отличающиеся габариты окон третьего этажа северного фасада, имеющих большую высоту; 10.2.9. завершение прямоугольных оконных проемов северного фасада клинчатыми перемычками; 11. Надкровельные элементы Крупное выпускное окно чердака под двускатной кровлей со стороны дворового (северного) фасада 12. Пространственно-планировочное и декоративное решение интерьеров 12.1. Пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах; 12.2. Историческое продольное разделение пространства интерьеров на общественную (двухэтажную, южную) и служебную (трехэтажную, северную) части; 12.3. Исторические отметки межэтажных перекрытий; 12.4. Обеспечение вертикальной связи помещений посредством лестниц: 12.4.1. парадной (на существовавшей изначально центральной поперечной оси объемно-планировочной композиции здания, связывавшей утраченный главный вход в центре главного фасада и парадную лестницу); 12.4.2. служебной (в северо-восточной части). 12.5. Исторические лестницы: тип, габариты, конфигурация 12.5.1. парадная – маршевая, распашная, с железобетонными маршами по металлическим косоурам, ступени облицованы мрамором, ограждения маршей черного металла (ковка): средняя лента строгого рисунка – из вертикальных стоек с накладными венками с боковыми гирляндами, нижняя и верхняя узкие ленты – с плетением цветочного орнамента, с деревянными профилированными поручнями; 12.5.2. служебная – в северо-восточной части, соединяющая подвал, этажи и чердак, маршевая, с ж/б маршами по металлическим косоурам; ограждения маршей черного металла (ковка), с геометрическим орнаментом, с деревянными профилированными поручнями; 12.6. Лепной декор стен и перекрытий, эклектично соединяющий классические мотивы и мотивы модерна: 12.6.1. расчленение стен залов и публичных помещений южной части первого этажа лопатками, в т.ч. фланкирующими прямоугольные проемы анфилады; 12.6.2. оформление стилизованными пилястрами вертикальных усилений стен в местах примыкания поперечных балок перекрытия в залах и публичных помещениях южной части первого этажа; 12.6.3. плавное, дугообразное решение стыков поперечных и продольных балок, как и балок со стенами в залах и публичных помещениях южной части первого этажа; 12.6.4. оформление поперечных и продольных балок перекрытия и прямоугольных плафонов между ними в залах и публичных помещениях южной части первого этажа контурным линеарным декором, характерным для позднего модерна; 12.6.5. лепной профилированный карниз и потолочный плафон с тягой в мастерских первого этажа; 12.6.6. расчленение стен лестничной клетки парадной лестницы стилизованными лопатками, на которые «опираются» продольные балки перекрытия; 12.6.7. декоративная обработка продольных балок и плафонов между ними лестничной клетки парадной лестницы аналогично залам и публичным помещениям южной части первого этажа; 12.6.8. фризовая орнаментальная композиция лестничной клетки парадной лестницы с мотивом венка с крупными накладными цветами и переплетенной лентой гирлянды в сочетании с линеарным геометрическим орнаментом, который чередуется с мотивом стилизованного венка с пересекающим его букетом из стилизованных тюльпанов; 12.6.9. стилизованные пилястры залов второго этажа, фланкирующие проемы анфилады залов и оформляющие фланги поперечных стен; 12.6.10. лепной профилированный карниз залов второго этажа; 12.6.11. потолочный плафон залов второго этажа с тягой; 12.6.12. штукатурные каннелированные пилястры, фланкирующие дверной проем служебного коридора третьего этажа; 12.6.13. лепной профилированный карниз и потолочный плафон служебного коридора третьего этажа. 12.7. Двери из залов первого и второго этажей в лестничную клетку парадной лестницы – крупные, четырехстворчатые, с прямоугольной расстекловкой и остекленной фрамугой, на втором этаже – с плавно закругленными углами обрамления, внутренняя часть которых скошена и изысканно профилирована и декорировкой фрамуги стилизованными пилястрами; 12.8. Материал и решение внутренних дверей: 12.8.1. входная дверь в анфиладу залов первого этажа – прямоугольная, распашная, двухстворчатая, из массива дерева, филенчатая, в профилированных наличниках; 12.8.2. двери служебных помещений третьего этажа – прямоугольные, распашные, двухстворчатые, из массива дерева, филенчатые, в профилированных наличниках.