Благовещенский собор

Предмет охраны объекта культурного наследия (памятника истории  и культуры) народов Российской Федерации федерального значения«Благовещенский собор», 1583 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, пер. Музейный, д. 1Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Благовещенский собор» (далее – объект культурного наследия «Благовещенский собор»)Местоположение объекта культурного наследия «Благовещенский собор» – на правом берегу реки Вычегды.Композиционная роль объекта культурного наследия «Благовещенский собор» как доминанты общегородского значения, в том числе  в структуре комплекса Благовещенского собора, включающего ограду с воротами, башнями, часовнями. Габариты, силуэт.Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта культурного наследия «Благовещенский собор».Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная и планировочная композиция здания, включая перестройки XVII – XIX вв.: прямоугольный в плане основной объем храма, вытянутый по поперечной оси «север-юг» (обусловлено двустолпной конструкцией, определившей внешние формы), трехапсидный, поставленный на высокий подклет и окруженный галереями  на подклетах  с севера, запада и юга;   членение стен основного объема лопатками на обособленные прясла, завершенные  полукружиями закомар; три полукруглые апсиды (центральная, больше боковых) достигающие более чем половины высоты храма, с восьмигранным глухим барабаном с главкой над центральной апсидой; пять световых восьмигранных барабанов основного объема (центральный  крупнее угловых) с  главками, увенчанными крестами; северная  галерея - придел  с полукруглой апсидой, усложненная выступом    в восточной части, выделяющим придел относительно галереи  и расположенным в северо-западному углу галереи,  квадратным в плане, нижним объемом  колокольни XIV в.; южная галерея - придел  XVIII в.  с глухим восьмигранным барабаном над кровлей, увенчанным главкой с крестом и полукруглой апсидой с востока; западная галерея – паперть, соединенная с колокольней; трехъярусная колокольня, расположенная  с запада на продольной оси собора, состоящая  из двух квадратных в плане нижних ярусов и круглых в плане полуяруса и яруса звона, завершающаяся  шпилем, поставленным на восьмидольную главку; навес – козырек, нач.XX в. на западном фасаде колокольни.    Строительные конструкции:   сводов (коробовые своды – в подклете  и верхних приделах, конхи – в апсидах, коробовые своды, опирающиеся   на подпружные арки в главном храме, близкий к крестовому свод –   в  северо-западном помещении, в нижнем ярусе колокольни), барабанов, форма распалубок, парусов, лотков, перемычек над проемами, арок   и столпов;  внутристенных лестниц в северной стене подклета, в северной стене центральной апсиды, северной стене верхнего храма и в восточной стене колокольни; парадной белокаменной лестницы; стальных кованых затяжек арок и сводов; материал и техника кладки фундамента, стен, сводов, арок, перемычек.  Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: - основной объем храма: лопатки; росписи в тимпанах закомар, обрамленные валиком; узорчатый пояс, состоящий из двух рядов бегунца, разделенного поребриком, квадратных нишек и валика наверху и ряда двойных зубчиков внизу; наличники окон из тонких полуколонок, перехваченных жгутами и дыньками, завершенные килями; венчающий карниз с рядом сухариков;  пояс, разделяющий ярусы апсид, состоящий из двух валиков и полочек между ними; наличники окон северной и южной апсид килевидной формы; ниши на гранях угловых барабанов;- северная галерея - придел: прямоугольные ширинки между этажами (первоначально украшали парапет галереи XVI в.); ступенчатые нишки (на столбах галереи XVI в.); наличники окон – рамочные и килевидной формы;- южная галерея - придел: пилястровый портик с треугольным фронтоном, с ложным окном в тимпане; слегка выступающий ризалит  с углами, закрепленными парными пилястрами; рамочные наличники окон, венчающий карниз с поясом сухариков;- колокольня: ленточный руст; заглубленные углы первого яруса  с колоннами, имеющими базы и капители; портики во втором ярусе, состоящие из четырех колонн, сгруппированных попарно по бокам,   с антаблементом и треугольным фронтоном с прерванным карнизом; трехчетвертные колонны в третьем ярусе по сторонам от арочных проемов; прямоугольные и круглые ниши в интерколумниях.- габариты и характер расположения оконных и дверных проемов;- виды отделки фасадной поверхности: оштукатуренная (обмазанная) кирпичная кладка;- колористическое решение отделки фасадной поверхности, кровельных покрытий.Пространственно-планировочная структура интерьера здания  в пределах капитальных стен, столпов и перекрытий; связь помещений; местоположение, форма, размеры внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь помещений. Архитектурно-художественное оформление интерьеров: -  верхний главный храм: фресковые росписи  на сводах,  стенах, в откосах окон, на столпах, на подпружных арках, на западной стене паперти, в распалубке входного проема; перспективный портал со стороны паперти; четырехъярусный резной иконостас (композиция, материал, форма рам, декоративные детали)  с  царскими вратами; киоты – иконостасы (композиция, материал, форма рам, декоративные детали) вдоль южной  и северной стен храма; паникадила (место расположения, форма, композиция, комплектация, материал); ктиторское место  (форма, декоративные детали, материал), полы – чугунные плиты в храме, белокаменные плиты – в апсидах(размеры плит, схема расположения);- северная галерея - придел: одноярусный резной иконостас в формах эклектики (композиция, материал, форма рам, декоративные детали) с царскими вратами;- южная галерея - придел: двухъярусный резной иконостас в стиле классицизма (композиция, материал, форма рам, декоративные детали) с царскими вратами; тянутые карнизы потолков; белокаменный амвон в форме квадрифолия;- материал полов, форма, размеры, схема укладки, декоративные детали: чугунные плиты (в главном храме, южном приделе), белокаменные плиты (в апсидах главного храма, в северном приделе, в апсиде южного придела, в паперти), кирпичные плиты (в подклете, в камерах над северной апсидой главного храма).
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте