Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Собор Патриарха Никона» (далее – объект культурного наследия «Собор Патриарха Никона») Местоположение объекта культурного наследия «Собор Патриарха Никона». Градостроительные характеристики объекта культурного наследия «Собор Патриарха Никона». Роль объекта культурного наследия «Собор Патриарха Никона» в композиционно-планировочной структуре объекта культурного наследия (памятника истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения «Ансамбль Кийского Крестного (Крестно-Онежского) монастыря: Собор Патриарха Никона, XVII в., Церковь Рождества Богородицы, XVII в., Церковь Честных даров и кельи, XVII в., Угловая деревянная башенка и часть стены, XVII в.». Архитектурные и конструктивные характеристики Объемно-пространственная композиция здания второй половины XVII века: - двухсветный, сужающийся кверху, кубический объем собора с тремя пониженными относительно него полукружиями абсиды; их высотные отметки, габариты объемов, конфигурация; - крыша второй половины XVII века, ее высотные отметки, конструкция, конфигурация, характер кровельных покрытий скатных крыш собора (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Собор Патриарха Никона»); - завершения собора второй половины XVII века, включая крупный центральный граненый световой барабан с главой; два меньших по размеру световых барабана с главками над восточными углами собора, глухой деревянный барабан с главкой, венчающий среднее полукружие абсиды, их конструкции, габариты, материал, характер покрытий (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Собор Патриарха Никона»). Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины XVII века: - кубический объем собора разделен чуть ни¬же уровня окон второго света отливом-полочкой на два яруса; - широкие гладкие лопатки членят фасады на три прясла, которые завершаются профилированным раскрепованным карнизом; - такой же карниз проходит по верху апсид, в ендовах которых, выделяя восточный фасад здания, помещены кирпичные трехчетвертные колонки; - цокольная часть собора отмечена крупным, развитым белокаменным профилем; - обрамляют входы в здание на северном, южном и западном фасадах белокаменные перспективные порталы, состоящие из чередую¬щихся четвертей и полувалов и достигающие своими заостренными, сильно повышенными килями отлива-полочки, членящей основной объем на два яруса; - первый ярус собора прорезан двумя арочными без наличников окнами, размещенными в западном прясле южного фасада и в северном прясле западно¬го; - во втором ярусе, в каждом прясле помещено по одному прямоугольному окну, причем, окна над порталами значительно превышают по размерам ок¬на на боковых участках стен; - окна второго яруса имеют скромные обрамле¬ния, состоящие из тонких, кирпичных полуколонок с белокаменными базами и капителями, объединенными вверху полувалом-архивольтом; - такие же налич¬ники имеют узкие световые проемы центрального барабана; на ок¬нах апсид та же форма с незначительными изменениями повторена в белом камне. Материал и характер отделки фасадных поверхностей второй половины XVII века, включая стены, сложенные в нижнем ярусе из белого камня, а в верхнем – из гранитных глыб с заполнением промежутков кирпичом, кирпичные барабаны, выполненные в кирпиче и камне элементы фасадного декора. Колористическое решение фасадов, кровель. Пространственно-планировочная структура интерьеров собора в пределах капитальных стен, столбов и перекрытий второй половины XVII века: - внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами; - центральный барабан поддерживают четыре массивных квадратных в сечении столба, расставленные таким образом, что боковые нефы значительно уже центрального; конструктивный переход от подкупольного квадрата к восьмиграннику осу¬ществлен при помощи плоских парусов; - абсиды, сообщающиеся между собой широкими арочными проходами, перекрыты конхами; в западной части собора устроены хоры, открывающиеся в центральное подкупольное пространство широким, арочным проемом, а их боковые ячейки закрыты до самого верха стенами, прорезанными небольшими арочными окнами с налич¬никами; - на хоры ведет маршевая внутристенная лестница, расположенная в северо-западном углу собора; - внутри центрального барабана собора устроен деревянный балкон, вход на который осуществляется с чердака через узкий дверной проем, расположенный в северо-западной грани барабана; - над проемами, объединяющими апсиды, в толще кладки устроены небольшие сводчатые камеры, имеют небольшие, забранные решетками окошки, выходящие в боковые апсиды; - элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров второй половины XVII века, включая профилированные карнизы, профилированные наличники проемов, деревянное ограждение балкона; - скобяные изделия второй половины XVII века, включая металлические подставы, кованые затяжки арок и сводов. Капитальные стены и столбы, выполненные в технике смешанной кладки, кирпичные сводчатые перекрытия, внутристенные лестницы, их конструкция и материал, высотные отметки на вторую половину XVII века, а также размеры, расположение и характер оформления оконных и дверных проемов. Столярные заполнения оконных и дверных проемов со скобяным прибором, характер их оформления, материал и колористическое решение на вторую половину XVII века.