Предмет охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Введенский собор Введенского монастыря», 1696 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Курортная, д. 11 Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Введенский собор Введенского монастыря» (далее – объект культурного наследия «Введенский собор Введенского монастыря») Местоположение объекта культурного наследия «Введенский собор Введенского монастыря» – в застройке северной части города Сольвычегодска. Роль объекта культурного наследия «Введенский собор Введенского монастыря» в композиционно-планировочной структуре г. Сольвычегодска как высотной доминанты. Габариты, силуэт. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта культурного наследия «Введенский собор Введенского монастыря». Архитектурные и конструктивные характеристики Объемно-пространственная композиция здания: бесстолпный двухсветный четверик основного храма, поставленный на высокий подклет, завершенный пятиглавием, охваченный с юга, севера и запада двухъярусными галереями (приделами), достигающими по высоте окон нижнего света четверика; барабаны глав – восьмигранные, световые (центральная несколько крупнее угловых), покрытые маковичными главками, увенчанными крестами; три полукруглые апсиды, равные по высоте галереям и пониженная одноярусная апсида южного придела; крыльцо, расположенное на центральной продольной оси собора с запада, обладающее трехступенчатой композицией масс, постепенно понижающихся к западу, в месте примыкания к галерее, равное ей по высоте. Строительные конструкции: конструкция сводов (коробовые – в подклете, над площадкой между маршами крыльца, в галереях; конхи – в аписдах; полулотковый свод – в апсиде южного придела; крестовый свод – над нижним крыльцом, верхней площадкой крыльца; крещатый свод с отверстиями в шелыге по центру и углам – в четверике), барабанов, форма распалубок и парусов, столпов и пилонов в подклете четверика, арок, стальные кованые затяжки арок и сводов, устройство внутристенной лестницы в южной апсиде, материал и техника кладки фундамента, стен и сводов. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: - на северном, южном, западном и восточном фасадах четверика трехчетвертные колонки, каннелированные и витые с коринфскими капителями, пилястры, наличники окон (трехчетвертные колонки, лучковые и полукруглые разорванные фронтоны, профилированные подоконники с консолями волютообразной формы), волюты – барельефы с растительным узором, межъярусный карниз, парапет с резными деталями и ложными окнами; - на фасадах нижнего яруса галерей рамочные наличники окон, полукруглые в сечении арочные ниши в простенках, полуколонны на высоких пьедесталах, архивольты заложенных арочных проемов; - на фасадах верхнего яруса галерей архивольты сдвоенных (заложенных) арочных проемов с волютообразными «замками», подоконный парапет с резными балясинами, витые колонки и гладкие колонки на высоких пьедесталах с капителями, близкими по рисунку к ионическим, полихромные изразцовые панно растительного орнамента, карниз в уровне пят арок, резной парапет (фигурные аттики с раковиной в центре, над простенками – разорванные треугольные фронтончики); - на фасадах апсид поярусные трехчетвертные колонки, наличники окон (в нижнем ярусе – боковые стойки, сужающиеся книзу, и треугольные разорванные фронтоны, в верхнем ярусе – трехчетвертные колонки, полукруглые разорванные фронтоны, профилированные подоконники с консолями волютообразной формы), полукруглые парапеты над боковыми апсидами, фигурный ступенчатый парапет над центральной апсидой; - на фасадах крыльца архивольты сдвоенных арочных проемов с волютообразными «замками», витые колонки и гладкие колонки на высоких пьедесталах с капителями, близкими по рисунку к ионическим, полихромные изразцовые панно растительного орнамента, карниз в уровне пят арок, парапет (фигурные аттики с раковиной в центре – в верхнем объеме крыльца, треугольный разорванный фронтон – в среднем объеме крыльца, фигурные атитики с нишами – киотами, фланкированные по бокам каннелированными пилястрами, сужающимися книзу и увенчанные лучковыми сандриками – в нижнем объеме крыльца), гирьки, свисающие в центре двухарочных проемов, колонны со стволами, увитыми спиралеобразным растительным орнаментом в виде гроздьев винограда на высоких пьедесталах и коринфскими капителями, резные вставки между колоннами растительного рельефа; - на барабанах храма по углам – трехчетвертные колонки, карнизы, усложненные фигурными консолями; - в окнах храма, галерей и апсид – кованые решетки кубчатой формы и сложной геометрической композиции; - материал, техника исполнение фасадного декора на всех фасадах собора – белокаменные детали и детали, выполненные из профилированного лекального кирпича; - габариты и характер расположения оконных и дверных проемов. Пространственно-планировочная структура интерьера здания в пределах капитальных стен, столпов и перекрытий; связь помещений; местоположение, форма размеры внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь. Архитектурно-художественное оформление интерьеров: - в четверике основного храма – пилястры на высоких пьедесталах с профилированными капителями, арочные ниши с проемами с трехгранными перемычками, пол из белокаменных плит, масляные росписи на пьедесталах пилястр, семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко с царскими вратами; - в верхнем ярусе галерей – белокаменные порталы, состоящие из колонн с антаблементом и фронтоном, покрытыми растительной резьбой; в северном приделе – одноярусный иконостас в стиле классицизма с царскими вратами; в южном приделе – трехъярусный иконостас в формах ранней эклектики с царскими вратами; - в подклете – масляные росписи на западной стене храма и на западных гранях столпов.