Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Никольская церковь (деревянная)» (далее – объект культурного наследия «Никольская церковь (деревянная)») Местоположение объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревянная)». Градостроительные характеристики объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревянная)». Роль объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревянная)» в композиционно-планировочной структуре с. Пурнема. Архитектурные и конструктивные характеристики Объемно-пространственная композиция церкви начала XVII века, включая высотные отметки, габариты объемов, конфигурацию, представляющая собой шатровый, на высоком подклете храм типа «восьмерик на четверике» с прямоугольной в плане апсидой и галереей-папертью; двухсветный четверик храма несет низкий глухой восьмерик, завершенный мощным повалом, более узкий и низкий объем абсиды также рублен с повалом; паперть-галерея, охватывающая церковь с трех сторон, более чем до половины высоты скрывает северный, западный и частично южный фасады четверика; а также крыльцо паперти, конструкция, конфигурация, материал и размеры которого, ввиду полной утраты, подлежат уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревянная)». Двухскатная с полицами крыша апсиды, односкатная крыша галереи начала XVII века, их высотные отметки, конструкция, конфигурация, характер кровельного покрытия скатных крыш церкви. Завершения церкви начала XVII века, в том числе рубленный из бревен «в реж» и обшитый городчатым тесом с полицами шатер, увенчанный луковичной главой на цилиндрической шее с лемеховым покрытием, их конструкции, габариты, материал, характер покрытий. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов начала XVII века, учитывая перестройки начала XIX века, в том числе местоположение, форму, размеры и оформление оконных и дверных проемов (на боковых и западном фасадах четверика по осям размещено по одному окну второго света; на южном фасаде имеется одно окно первого света, несколько сдвинутое от оси к востоку; на фасадах апсиды сделано по одному окну; на северном фасаде паперти размеще¬но три окна, на южном – два, а в центре западного фасада, на месте первоначального дверного проема, находится тройное окно; все окна церкви косящатые, забраны решетками из кованых прутьев; вход в церковь расположен на северном фасаде; в подклет под папертью ведут две двери на северном фасаде, одна – на южном). Килевидные кокошники с епанчами, поставленные по углам четверика; городчатый подзор повала восьмерика; резные причелины с поясом накладных зубцов на щипце апсиды; Материал и характер отделки фасадных поверхностей, включая рубленные из бревен «в обло» (восьмерик – «в лапу») стены начала XVII века, тесовую обшивку стен и выполненные в дереве элементы фасадного декора начала XIX века. Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и перекрытий начала XVII века, включая пространство церкви, объединенное с алтарем широким прямоугольным проходом; открытое под кровлю пространство паперти, сообщающееся с церковью при помощи дверных проемов в западной, северной и южной стенах четверика; три изолированных помещения подклета; форма, размеры, характер оформления дверных проемов. Бревенчатые, гладко отесанные в интерьере, стены; плоское, выполненное накатом из бревен, перекрытие подклета; полы, набранные из плах; восьмидольное подвесное «небо» церкви; плоское по матицам «в елку» перекрытие алтаря; их конструкции и материал, высотные отметки на начало XVII века. Столярные заполнения оконных и дверных проемов, характер их оформления, материал и колористическое решение на начало XVII века.