Предмет охраны объекта культурного наследия «Здание (бывшая Алексеевская гимназия), ныне средняя школа № 4» Предметом охраны культурного наследия регионального значения «Здание (бывшая Алексеевская гимназия), ныне средняя школа № 4» являются: 1. Градостроительная характеристика здания, находящегося в исторической застройке г.Благовещенска и выходящего главным фасадом на красную линию ул. Горького (бывш. Иркутская); 2. Объемно-пространственная композиция трехэтажного, П-образного, близкого к симметричному, сложного в плане объема здания; 3. Форма, габариты и высотные отметки по коньку сложной вальмовой крыши; 4. Форма, габариты, высотные отметки и конструктивные особенности сферического купола, расположенного по оси симметрии, над центральной частью здания; 5. Местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания, осевое расположение, полуциркульная и прямоугольная форма, размеры и характер заполнения оконных проемов, а также полуциркульная и прямоугольная форма и размеры дверных проемов; 6. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившиеся в начале ХХ в., выполненные в стиле эклектики с элементами классицизма, включающие: 6.1. Трехчастную центрально-осевую композицию с одним центральным и двумя фланговыми ризалитами главного (южного) фасада; 6.2. Композицию западного фасада с десятью световыми осями; 6.3. Композицию северного (дворового) фасада, состоящую из трех соединенных между собой блоков, каждый из которых выходит на южный фасад в виде ризалита; 6.4. Композицию восточного фасада с одиннадцатью световыми осями; 6.5. Сильно выступающий центральный ризалит южного фасада в семь световых осей, с выделенной в виде слабо выступающего ризалита центральной частью с полуциркульной формы дверным проемом по центральной оси и тремя осями оконных проемов; 6.6. Боковые фасады центрального ризалита, в одну световую ось каждый; 7. Декор центрального ризалита, состоящий из: 7.1. Руста на поле фасада на первом уровне; 7.2. Верхних наличников оконных проемов в виде веерного замка и полуциркульных наличников в виде выложенных по полуокружности трапециевидной формы камней с более крупным замковым камнем над оконными и дверным проемом центральной части в уровне первого этажа; 7.3. Обрамления полуциркульных оконных проемов второго уровня в виде архивольтов, перехваченных замковыми камнями, опирающихся на пилястры-наличники; 7.4. Аналогичного декора спаренных, узких, полуциркульных оконных проемов третьего уровня; 7.5. Пилястр на основном фасаде ризалита и спаренных полуколонн ионического ордера на выступающей части, задающих ритм оконным проемам, опирающихся на тумбы, членящие массивный пояс из филенок над карнизом первого этажа и поддерживающих антаблемент; 8. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фланговых ризалитов, включающие: 8.1. Аналогичный центральному ризалиту декор оконных проемов и стен фасада; 8.2. Три прямоугольных оконных проема, объединенные опирающимся на импост пилястр стилизованного ионического ордера, задающих ритм оконным проемам, прямым развитым сандриком с треугольным центром, в уровне второго этажа обоих ризалитов; 8.3. Три прямоугольных оконных проема, разделенные пилястрами стилизованного коринфского ордера в уровне третьего этажа обоих ризалитов; 9. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фланговых ризалитов, включающие: 9.1. Четырнадцать осей прямоугольных оконных проемов (по семь с каждой стороны центрального ризалита; 10. Декор общего поля южного фасада: 10.1. В первом уровне – аналогичный декору ризалитов; 10.2. Во втором уровне – выполненный в виде наличников из узких пилястр, на которые опираются прямые профилированные сандрики с полотенцами, опускающимися на пилястры, с расположенными над ними тонко прорисованными фигурными сандриками с полукруглым центром, в тимпане которых расположен гладкий круглый медальон; 10.3. В третьем уровне – в виде наличников из узких пилястр, схожих по убранству с пилястрами во втором уровне; 11. Огибающие все углы здания на уровне второго и третьего этажей, рустованные лопатки; 12. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление западного восточного и северного фасадов, совпадающие с решением общего поля главного фасада; 13. Широкий цокольный пояс, состоящий из профилированного пояса, широкого пояса с чередующимися в определенном порядке плоскими и в виде пирамидки элементами руста и из профилированного ступенчатого подоконного карниза, проходящий по всему обводу здания; 14. Проходящий по всему обводу здания широкий междуэтажный пояс, расположенный между первым и вторым этажом, состоящий из: 14.1. Профилированного междуэтажного карниза; 14.2. Широкого пояса, расчлененного базами прямоугольного сечения под колонны, пилястры, базами прямоугольного сечения с накладными висячими, сложной геометрической формы с каннелюрами, лопатками под наличники, в промежутках которых под оконными проемами выполнены лежачие филенки; 14.3. Профилированного подоконного карниза; 15. Антаблемент, проходящий по всему обводу здания, состоящий из: 15.1. Гладкого архитрава; 15.2. Фриза в виде пояса, на поле которого с разным шагом расположены модульоны, поддерживающие выносную плиту венчающего карниза, между которыми устроены прямоугольные выступы; 15.3. Профилированного карниза небольшого выноса с рядом дентикулов; 15.4. Прямую аттиковую стенку на ризалитах, по оси симметрии переходящую в полуциркульный профилированный фронтон, с раскрепованными пилястрами по флангам, с оконным проемом по центру, ограниченную парапетными столбиками с неглубокими нишами; 15.5. Балюстраду на ризалитах, состоящую из фигурных балясин круглого сечения, поддерживающих перила, упирающиеся в парапетные прямоугольные столбики со ступенчатым карнизным поясом; 16. Конструкции капитальных фундаментов (бутовый), капитальных стен (красный кирпич на известковом растворе), перекрытий; 17. Характер фасадной поверхности здания – штукатурка и покраска; 18. Историческая пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах, сложившаяся в начале ХХ века; 19. Элементы отделки интерьера: крестовые своды на полуциркульных подпружных арках в вестибюле первого этажа; 20. Каменные, с металлическими перилами, лестницы и металлические ограждения окон на лестничных площадках; 21. Своды Монье в кабинетах и залах; 22. Украшения из лепнины на потолках в отдельных помещениях; 23. Деревянные шкафы и стол, две деревянные двери, сохранившиеся с момента постройки в кабинетах физики, биологии, в музее и библиотеке; 24. Металлические вентиляционные решетки.