Предмет охраны объекта культурного наследия «Завод «Амурский металлист» Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Механический цех сталелитейного завода» являются: градостроительная характеристика промышленного здания, расположенного в квартале, ограниченном улицами Горького (бывшая Иркутская) - Партизанской (бывшая Казачья); объёмно-пространственная композиция, состоящая из четырех прямоугольных в плане объемов различной высоты, форма, габариты и высотные отметки по коньку двускатной крыши центрального объема, с мансардой, пересекающей крышу по оси с севера на юг, по конькам боковых двухэтажных объемов (левый изначально был одноэтажным в последней четверти, надстроен в неустановленное время, декор надстройки полностью соответствует декору исторической части здания) и по коньку одноэтажного западного объема; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проёмов здания, осевое расположение, полуциркульная и лучковая формы, размеры и характер заполнения оконных проёмов, а также прямоугольная и лучковая формы и размеры дверных проёмов первого этажа; композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившиеся в конце XIX века, выполненные в духе кирпичной эклектики, включающие: трехчастную композицию построения главного (восточного) фасада здания, состоящую из: трехэтажного центрального объема с пятью оконными проемами лучковой формы (один заложен) и двустворчатого дверного проема по центру в уровне первого этажа, шести оконных проемов лучковой формы (один заложен) в уровне второго этажа, высоких проемов (на два этажа, объединившими проемы первого и второго уровня, появились в более позднее время, не соответствуют историческому облику), шести лучковых оконных проемов и одного центрального дверного проема, вероятно, служившего выходом на балкон, ныне отсутствующий; правого двухэтажного блока, с пятью осями оконных проемов и четырьмя высокими проемами (на два этажа, объединившими проемы первого и второго уровней, не соответствуют историческому облику здания); левого двухэтажного блока с двенадцатью световыми осями оконных проемов лучковой формы; четырехчастную асимметричную композицию построения западного фасада, состоящую из: трехэтажного центрального объема с двумя лучковыми оконными проемами в правой части второго этажа (один превращен в дверной) и семью лучковыми оконными проемами в уровне третьего этажа; двухэтажного правого объема с двенадцатью световыми осями; двухэтажного левого объема с более поздними пристройками; одноэтажного объема, пристроенного к центральному и закрывающего его первый этаж, с дверным проемом и окном над ним, по центральной оси, двумя прямоугольными оконными проемами в уровне первого этажа и нишами с дугообразными завершениями в уровне второго этажа по сторонам от центральной оси; композицию северного фасада, с заложенными проемами, частично утратившего первоначальный вид; композицию южного фасада, с тремя оконными проемами, частично утратившего свой первоначальный вид из-за возведенных в более позднее время ворот в уровне первого этажа и шестью оконными проемами в уровне второго этажа; цоколь, изначально высокий, в наши дни практически полностью ушедший в землю; подоконный пояс, проходящий по восточному и южному фасадам, на восточном фасаде декорированный поребриком, на южном - пирамидками, визуально разделяющий первый и второй этаж; пояс из прямоугольных маленьких ниш, соединяющий оконные проемы второго этажа восточного и южного фасадов; профилированный пояс под оконными проемами третьего этажа центрального объема, состоящий из обломов и поребрика, раскрепованный висячими лопатками, служащими базами для стоек наличников третьего этажа; сложной конфигурации фриз, состоящий из широкого ступенчатого аркатурного пояса сложного геометрического рисунка, выполненного лекальным кирпичом, раскрепованный на пилястрах, пояса, заполненного поребриком по обводу центрального блока, восточному и южному фасаду здания и упрощенный на остальных фасадах; ступенчатый венчающий карниз небольшого выноса, проходящий по всем объемам здания; треугольные фронтоны, ограниченные парапетными столбиками прямоугольного сечения, с полуциркульным оконным проемом, обрамленным наличниками по центральной оси и пилястрами с неглубокой вытянутой по вертикали нишей с полуциркульным завершением, продолженными вверху тумбами квадратного сечения с простенком между ними, заполненным геометрическим орнаментом и завершающим профилированным карнизом на восточном и западном фасадах центрального объема; фронтон северного фасада, более вытянутый, с двумя спаренными полуциркульными оконными проемами, с поясом из язычков, подчеркивающим скаты, в остальном повторяющий декор фронтонов центрального объема; щипец одноэтажного объема западного фасада, в основных чертах повторяющий фронтон северного фасада; фронтоны мансарды, по декору повторяющие центральную часть северного фасада, продолженные на флангах высокими тумбами квадратного сечения; декоративное оформление оконных проемов на главном фасаде: рельефно выступающие, ступенчатые, с ушками и лучковыми перемычками наличники и подоконные фартуки, декорированные филенками, обрамляющие одинарные и спаренные на фланговых ризалитах оконные проемы первого этажа главного фасада; рельефно выступающие полуциркульные наличники оконных проемов второго этажа и аналогичные наличники спаренных оконных проемов, объединенных бровками с круглыми элементами под ними на фланговых ризалитах; профилированные лучковые наличники, обрамляющие одинарные и спаренные, расположенные в неглубоких, дугообразных нишах на фланговых ризалитах окна третьего этажа; массивные наличники с ушками, обрамляющие лучковые оконные проемы и наличники полуциркульных оконных проемов, с стойками виде стилизованных колонн; профилированные полуциркульные наличники окон второго этажа; конструкции капитальных фундаментов (бутовый), капитальных стен (красный глиняный кирпич на известковом растворе), перекрытий, сложившихся в конце XIX века; характер обработки фасадной поверхности здания, сложившийся в конце ХIХ века: лицевой глиняный кирпич; историческая пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах, сложившаяся в конце XIX века; детали интерьера – чугунные, с отверстиями, плиты пола, стоечно-балочная система из металла, металлическая лестница, выполненная по косоурам из металла, своды Монье, керамическая плитка в центральной части.