Как вернуть деньги за авиабилет: трудности возврата и могут ли отказать в нем

Как вернуть деньги за авиабилет: трудности возврата и могут ли отказать в нем
  23.05.2022 г.

Все больше и больше людей сталкиваются с проблемой возврата билетов на самолет. Отмененные рейсы, переставшие работать с нашей страной авиакомпании, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка – причин немало. Мы получаем от наших читателей большое количество вопросов , касающихся этой проблемы, ведь авиакомпании не торопятся возвращать деньги и продолжают пользоваться привилегиями, которые были даны им во время пандемии. Зачастую они в своем праве. Но клиент может подстраховаться во время приобретения билета, повысив тем самым свои шансы на возврат денег. Мы подготовили советы о том, как следует покупать билеты и на что нужно обратить внимание.

Покупайте напрямую у авиакомпаний и только у проверенных агрегаторов

Посредники могут предлагать хорошие поисковые возможности и скидки, но они – всегда дополнительное звено между вами, клиентом, и авиаперевозчиком. В некоторых ситуациях – еще и лишнее, потому что общение через посредника только усложняет ситуацию, плюс у этого самого посредника могут быть свои ограничения по возврату денег и удержанию тех или иных сумм (комиссии, сборы и так далее).

Не стоит и говорить о том, что сейчас появилось много мошенников, продающих «билеты», по которым никто и никогда не улетит. В этом случае вернуть свои деньги вообще не получится, кроме как через правоохранительные органы или суд, ведь авиаперевозчик не несет ответственности за действия таких жуликов. Поэтому перед покупкой проконтролируйте, что приобретаете билеты непосредственно у авиакомпании или доверенного представителя и не попали на сайт мошенников

Читайте договор оферты

Особенно в том случае, если все же решили купить билет через агрегатор. В договоре могут быть указаны дополнительные пункты, которые регулируют взаимоотношения клиента и агрегатора, в том числе в вопросах, касающихся возврата билетов. Так, например, в договоре оферты может быть указано, что в случае отмены рейса удерживается комиссия за вынужденный возврат (а соответственно, полная стоимость билета не возвращается, при этом размер комиссии устанавливает сам агрегатор).

Пример из практики

Билет был куплен через агрегатор, вскоре после этого рейс отменили. Клиент обратился с заявлением о возврате потраченных денег, но получил отказ в возмещении полной суммы, потому что в договоре оферты содержится пункт, согласно которому в таких ситуациях удерживается комиссия, даже в том случае, если отмена произошла по причинам, никаким образом не зависящим от клиента.

Действительно, согласно п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае, в частности, отмены или задержки рейса, указанного в билете.

При этом в случае вынужденного отказа, согласно пп. 116, 117, 120 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 г. № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Игорь Поздняков
юрисконсульт отдела по защите прав потребителей Роскачества

Мы считаем, что в ситуациях, когда пассажиры отказываются от полетов вынужденно, тем более когда рейс отменен, возврат должен быть полным.

Однако судебная практика по данному вопросу противоречива: одни суды встают на сторону потребителей, а другие отказывают, ссылаясь на договор между потребителем и билетным агентством (в оферте на своем сайте агентства часто прописывают сборы и штрафы применительно к любым возвратам, а поскольку договор заключен, считается, что потребитель согласился с такими условиями). Поэтому стоит заранее изучать все документы и иметь в виду, какие штрафы и удержания ожидают в случае отмены рейса.


И далеко не единственный агрегатор устанавливает подобные ограничения. В некоторых случаях это фиксированная сумма, в некоторых – процент от общей стоимости. Но как коммерческие организации формально они имеют право так сделать. Поэтому требуется бдительность со стороны самих клиентов.

При возможности покупайте возвратные тарифы

Если позволяют средства, стоит приобрести билеты, которые можно вернуть. Это упростит ситуацию даже в том случае, если компания отказывается в некоторых случаях возвращать средства. Вы просто будете иметь возможность сдать билет по закону и получить обратно хотя бы часть средств.

А если вы уже попали в ситуацию с отмененным рейсом, помните, что вы имеете право на компенсацию ваших затрат, ведь ситуация сложилась не по вашей вине. О том, как действовать и как добиваться соблюдения своих прав, читайте в нашей статье.

Если же вы предпочитаете путешествовать по железной дороге, изучите ваши права в поезде.


РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Роскачество – это национальная система качества, созданная по распоряжению Правительства РФ в 2015 году.

Это автономная некоммерческая организация, которая решает разные задачи в области качества, такие как проведение исследований товаров и услуг, стандартизация, сертификация, а также информирование и защита прав потребителей. Основная задача Роскачества – повышение качества жизни граждан.


Источник информации
РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Зарегистрирован: 15.11.2024 г.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.

Возврат к списку

Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте