Как избежать навязанных услуг в ресторане

Как избежать навязанных услуг в ресторане
  30.08.2024 г.

Администрация ресторана в стремлении заработать иногда доходит до прямого навязывания товаров или услуг. Можно ли с этим бороться? Законен ли сервисный сбор в ресторане? И как отказаться от таких «добавок», если они уже включены в счет?

Может ли ресторан навязывать блюда и напитки

Заведения общепита, предлагая посетителям свои услуги, должны соблюдать требования закона «О защите прав потребителей». В нем, в частности, указывается, что нельзя указывать такое условие, чтобы для приобретения одного товара клиент должен покупать другой (ст. 16 Закона).

Это означает, например, что нельзя указывать как условие для покупки закуски приобретение соуса (за отдельную цену вместе с блюдом и с уточнением, что без соуса приобрести его нельзя). То же касается любых подобных «предложений».

Важно! Это правило не распространяется на акции и специальные предложения ресторанов. Например, часто предлагают напиток со скидкой, но при условии заказа какого-то конкретного блюда. Такие действия ресторана — не нарушение, но важно, чтобы все условия были указаны сразу в меню и в том виде, чтобы все нюансы были понятны посетителям. В противном случае происходит нарушение другой нормы закона — требования предоставлять корректную, исчерпывающую и актуальную информацию о товаре или услуге (ст. 10 Закона).

«Угощения» на столах

В некоторых ресторанах подаются «закуски-комплименты», которые могут быть выставлены на столах или приносятся официантами до заказа. Это, конечно, приятный сюрприз. Неприятным же может оказаться то, что такие «подарки» платные и включаются в счет.

В данном случае происходит нарушение требования предоставлять точную и достоверную информацию о товаре или акции. То есть посетители должны быть проинформированы о том, что эти угощения платные, это касается всех услуг в ресторане. Также должна быть возможность отказаться от этого «комплимента».

Живая музыка в ресторанах

Если в ресторане предлагается живое выступление, стоимость такой музыки чаще всего автоматически включается в счет отдельной строкой. При этом посетителей зачастую не спрашивают, хотят ли они такую услугу, готовы ли за нее платить.

Это тот случай, когда большинство соглашается заплатить, ведь услуга как бы была оказана и получена. Но ключевой момент в данном случае в том, что нередко выбор (воспользоваться ею или отказаться) не предлагается. «Навязывание» платной музыки — тоже нарушение (ст. 16 Закона и п. 19 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515). Гости ресторана могут отказаться от оплаты этой услуги, а если ее уже включили в счет и это обнаружилось позднее — требовать возврата денег.

Стоимость обслуживания в ресторане

Иногда рестораны включают чаевые в счет. Такое действие незаконно (если чаевые указаны отдельной строкой в чеке). Можно ли не платить чаевые? Оставлять или не оставлять вознаграждение официанту — это добровольное решение посетителей, и ресторан не может обязать это делать. Вы можете не оплачивать этот пункт меню и требовать, чтобы вам выдали другой счет.

Что делать, если вам навязывают услуги в ресторане

Если вы как гость сталкиваетесь с нарушением закона, вы вправе требовать, чтобы товар или услуга, которые вы не заказывали, были исключены из счета. А если уже оплатили и только потом обнаружили подлог, можно запрашивать возврат денег.

Иногда рестораны отказываются подчиняться требованиям закона.

В этом случае можно бороться за свои права.

В первую очередь напишите претензию в адрес руководства ресторана. Потребуйте, чтобы вам вернули деньги и устранили нарушение (то есть перестали навязывать товары и услуги). Претензию подготовьте в двух экземплярах: один вы передадите администрации, второй останется у вас. Проследите, чтобы на вашей копии проставили дату и подпись ответственного лица — это будет подтверждением того, что претензия взята в работу.

В течение 10 дней вам должны дать ответ.

Если ответ не дан или он вас не устраивает, можно обращаться в Роспотребнадзор с письменным заявлением, подробно описав выявленное нарушение. Если нарушение подтвердится, к ресторану будут применены меры административного характера.

Еще один способ добиться справедливости — обратиться в суд. Для суда подготовьте доказательства. В качестве таковых могут быть фотографии, видео, скриншоты с сайтов, показания свидетелей, записи разговоров с работниками заведения, а также претензия и ответ на нее. Если вы сможете подтвердить, что закон нарушен, суд встанет на вашу сторону. Вы можете требовать вернуть вам деньги (если вы заплатили за навязанные товары и услуги), а также компенсацию морального вреда.

В некоторых случаях рестораторы идут на большие ухищрения, чтобы навязать товары и услуги. Если это делается с нарушением закона (не через акцию или спецпредложение, а путем обмана и хитрости), вы можете требовать, чтобы этот пункт исключили из вашего счета и вернули деньги, если счет уже оплачен. Иногда достаточно обозначить намерение защищать свои права, чтобы решить вопрос в свою пользу.


РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Роскачество – это национальная система качества, созданная по распоряжению Правительства РФ в 2015 году.

Это автономная некоммерческая организация, которая решает разные задачи в области качества, такие как проведение исследований товаров и услуг, стандартизация, сертификация, а также информирование и защита прав потребителей. Основная задача Роскачества – повышение качества жизни граждан.


Источник информации
РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Зарегистрирован: 15.11.2024 г.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.

Возврат к списку

Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте