Если вы задумали (или уже сделали) перепланировку в квартире, потребуется ее согласование, которое позволит узаконить новый вид квартиры. Как согласовать перепланировку и зачем это может понадобиться, расскажут наши эксперты.
Когда и зачем нужно согласование перепланировки
Согласовывать нужно те изменения в квартире, которые считаются собственно перепланировкой (а не ремонтом). Более подробно мы рассказываем об этом в отдельной статье.
Зачастую владельцы квартир думают, что в согласовании нет нужды и они смогут скрыть все изменения, чтобы не тратить лишние время и деньги. Однако есть немало причин, по которым согласование перепланировки важно:
Безопасность. Некоторые изменения влияют на надежность нескольких этажей или всего дома. Работа с перекрытиями, балконами, несущими стенами может ослабить конструкцию и привести к провалам перекрытий, разрушению стен и даже здания целиком. Чтобы избежать таких последствий, надо заранее убедиться, что ремонт не увеличит риски.
Возможность продать квартиру или официально сдать. Если владельцы задумают продавать квартиру, им потребуется актуальные документы, в том числе, технический паспорт квартиры.
Угроза штрафа. За самовольную перепланировку полагается штраф. Узнать о том, что в доме производятся не согласованные работы, соответствующие службы могут по наводке соседей (если те заметят очень шумный и грязный ремонт), а также во время регулярных проверок (например, газовых) или при других обстоятельствах.
Опасность нарушить условия ипотеки. Если квартира приобретена в ипотеку, вносить изменения в планировку можно, как правило, только при предварительном согласовании с банком.
Конечно, можно понадеяться на «авось», но лучше этого не делать, потому что речь в данном случае идет о безопасности жильцов всего дома. К тому же, можно получит штраф. До недавнего времени действовал мораторий на выписывание штрафов в данной области — это означало, что согласовать самовольную перепланировку можно было «задним числом» без дополнительных трат. Теперь же «подпольным перепланировщикам» придется понести наказание.
Как согласовывать перепланировку
Лучше всего действовать в таком порядке — сначала согласование, потом ремонт. Для начала определитесь, какие именно изменения вы хотели бы внести. Проверьте, считается ли это переустройством или перепланировкой, нужно ли получать на такие работы разрешение. Снова отсылаем вас к нашей статье, где это рассмотрено подробно.
Затем необходимо заказать проект перепланировки, в котором будут отражены все желаемые изменения. Важно! Договор подряда на подготовку проекта перепланировки (переустройства) заключается с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые являются членами соответствующей саморегулируемой организации (СРО).
Если квартира находится в Москве, можно воспользоваться Каталогом типовых проектов перепланировок в жилых домах массовых серий. Выбрав проект оттуда, владельцы могут воспользоваться им бесплатно, не придется отдельно платить за составление плана (что зачастую недешево).
Помимо проекта для согласования перепланировки понадобятся и другие документы:
Заявление на согласование перепланировки.
Документ, удостоверяющий личность заявителя.
Правоустанавливающие документы на квартиру.
Технический паспорт квартиры (его можно получить заранее в БТИ).
Письменное согласие всех членов семьи нанимателя по социальному найму или всех собственников помещения (если изменяется конфигурация смежного помещения – нотариально удостоверенное согласие).
Подавать документы необходимо в МФЦ или местную администрацию (жилищную инспекцию). Можно подать заявление и онлайн, для Москвы, например, для этого нужно воспользоваться сайтом www.mos.ru.
Что касается сроков согласования перепланировки, по общему правилу, ответ должны дать в течение 45 дней (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ). После получения разрешения владельцы могут производить собственно ремонт. Но и на этом весь процесс не заканчивается, ведь работы необходимо еще «сдать», чтобы подтвердить соответствие согласованному проекту. Для принятия работ придет специальная комиссия. Она осуществляет осмотр и выдает соответствующий акт, в котором должно быть отражено, что работы произведены корректно и в соответствии с согласованным проектом.
Орган, осуществляющий согласование перепланировки, направляет акт приемочной комиссии в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.
Росреестр, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты получения акта приемочной комиссии вносит в ЕГРН уточненные сведения о квартире, о чем вы получите уведомление с описанием внесенных изменений на электронную почту (при наличии сведений о ней в Росреестре) либо почтовым отправлением.
Если в указанный срок изменения в ЕГРН по каким-либо причинам не внесены, вы можете обратиться в Росреестр с заявлением об их внесении. При этом сведения о произведенной перепланировке Росреестр запрашивает самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение трех рабочих дней с момента вашего обращения. При необходимости вы можете получить выписку из ЕГРН, содержащую обновленные данные о жилом помещении, в том числе в виде электронного документа.
Если перепланировка уже произведена, все равно нужно будет пройти все этапы, собрать все документы и внести изменения во все нужные инстанции. Только, скорее всего, еще придется заплатить штраф.
Перепланировка в ипотечной квартире
Многих волнует вопрос перепланировки в ипотечной квартире, возможна ли она? Некоторые банки запрещают вносить какие-либо изменения в планировку квартиры, за которую еще не выплачен кредит. Если вы планируете менять планировку, нужно заранее изучить договор и убедиться, что он допускает такие работы.
Перед началом работ необходимо получить разрешение банка на перепланировку ипотечной квартиры. Предварительно составляется и утверждается проект перепланировки, чтобы было понятно, о каких именно изменениях идет речь. Разрешение банка требуется приложить к остальным документам.
В остальном отличий нет, и если это допустимо, перепланировку в ипотечной квартире можно проводить точно так же, как и в той, которая не имеет обременений. В любом случае при сомнениях лучше проконсультироваться с представителем банка, чтобы не иметь неприятных сюрпризов в будущем.