Куда обращаться и какие документы подготовить для оформления права собственности на квартиру, а также на что обратить внимание, расскажем в этой статье.
Зачем оформлять право собственности на квартиру
Право собственности на недвижимость и другие вещные права подлежат государственной регистрации права, то есть, внесению данных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это — самое надежное подтверждение прав гражданина на квартиру, дачу или земельный участок, его можно оспорить только в суде.
Для чего нужно внесение данных в ЕГРН? Для того, чтобы владелец имел возможность распоряжаться собственностью по своему усмотрению — продавать, сдавать в аренду, оставлять под залог, и так далее.
Регистрировать право должен собственник. Дети получают такую возможность с 14 лет, но им потребуется письменное согласие законных представителей.
Важно! Раньше надо было сначала поставить недвижимость на кадастровый учет, а потом регистрировать право собственности. Теперь это можно сделать одновременно. А если недвижимость уже стояла на учете ранее (то есть, речь не о новостройке), то делать ничего дополнительно не потребуется.
Документы для регистрации права собственности
Чтобы подать заявление, требуется собрать пакет документов. Документы для оформления права собственности на квартиру:
Заявление.
Договор купли-продажи — если недвижимость покупается.
Разрешение на ввод в эксплуатацию или документ о праве собственности на участок — если это новый объект, новостройка, только выделенный участок, возведенный на участке дом.
Вступивший в силу третейский акт или решение третейского суда — если право собственности получено в результате судебного разбирательства.
Другие документы, подтверждающие прав заявителя, если предыдущие ситуации не актуальны — акт органа власти о возникновении права собственности, акт о приватизации, технический план после перепланировки, акт приема-передачи объекта, и так далее.
Ситуаций много, и для каждой пакет документов будет немного отличаться. Чтобы подготовить все документы и ничего не забыть, сверьтесь с информацией на сайте Росреестра. Нужно будет указать свой регион — и вы увидите актуальные данные на момент сбора бумаг.
Важно! Одновременно с этим пакетом документов можно подать заявление на запрет совершения сделок с имеющейся собственностью без личного присутствия владельца, владельцев, если их несколько, а также их законных представителей.
Как можно зарегистрировать заявление
Зарегистрировать заявление и подать документы можно разными способами.
МФЦ. Нужен будет паспорт заявителя и пакет документов, все оформить помогут при очном визите. Лучше записаться заранее и по возможности проконсультироваться, чтобы сразу принести все документы. Потом на сайте МФЦ можно отслеживать готовность выписки из ЕГРН, а после завершения процедуры получить документ лично. Срок оформления права собственности на квартиру в данном случае составляет 9 рабочих дней.
Онлайн. Например, через портал Госуслуг, личный кабинет на сайте Росреестра. Это удобно и не потребует личного визита, но и получить консультацию будет сложно, поэтому нужно заранее узнать все нюансы. После завершения регистрации электронный документ появится в личном кабинете. Срок регистрации составляет 7 рабочих дней.
На дому. Такая услуга предоставляется бесплатно инвалидам I и II групп, участникам ВОВ. Остальные категории заявителей могут получить такую услугу за отдельную плату.
Сколько это стоит
Для регистрации права собственности необходимо заплатить госпошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, эту сумму можно разделить на всех собственников. Некоторые категории (ветераны, участники ВОВ, герои СССР и России, малоимущие граждане, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, участники программы реновации в Москве) имеют льготу и освобождены от уплаты госпошлины.
Регистрация права собственности — сравнительно простая процедура, но только в том случае, если заранее к ней подготовиться. Рекомендуем заранее узнать все нюансы, касающиеся конкретно вашего случая, и готовить документы с их учетом.