При переезде на длительный срок требуется оформить прописку в городе пребывания. Как ее оформить, можно ли прописаться в другом городе со съемным жильем, расскажем в этой статье.
Какие прописки бывают
Прописка — это регистрация гражданина по месту проживания или пребывания, если оно длительное. Регистрация (такой термин корректнее, но в целях упрощения будем использовать оба) может быть постоянной или временной.
Временная прописка оформляется на определенный срок (пределы которого законодательно не установлены), выдается свидетельство, а в паспорт штамп не ставится. Она требуется тогда, когда человек планирует прожить в населенном пункте более 90 дней, а регистрации в регионе, где этот населенный пункт расположен, у него нет.
Постоянная прописка оформляется по месту постоянного или преимущественного проживания, в паспорт ставится штамп.
С точки зрения предоставляемых человеку прав и преимуществ эти два варианта прописки не различаются.
Какие преимущества дает прописка
В первую очередь нужно отметить, что иметь регистрацию требует закон. Гражданин не обязан проживать исключительно по адресу постоянной регистрации, но если он меняет место жительства или временно проживает более 90 дней в другом месте, то ему необходимо в установленные сроки обратиться с соответствующим заявлением о регистрации. Из данного общего правила есть исключения: например, если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ, то оформлять временную регистрацию необязательно.
Что же касается преимуществ регистрации, она дает возможность получить различные услуги и льготы. В частности, она потребуется в следующих случаях:
Оформление пенсий и социальных пособий.
Оформление потребительских кредитов и ипотеки.
Оформление в центре занятости, получение статуса безработного и пособия.
Получение статуса многодетной семьи.
Получение разрешения на оружие.
Участие в выборах.
Также регистрация сыграет свою роль, например, для того, чтобы отдать ребенка в детский сад или школу.
Как оформить прописку
Оформить прописку можно очно (при личном визите) или онлайн на портале Госуслуг. Онлайн на Госуслугах можно оставить заявление и сканы (заверенные цифровые копии) всех документов. После их проверки вам пришлют документ в электронном виде, если вы оформляете временную регистрацию (при указании такого варианта в заявлении), или пригласят на встречу в одном из ведомств, если вы оформляете регистрацию постоянную.
Очное оформление прописки происходит в МФЦ или отделении органа регистрационного учета МВД по месту нахождения жилого помещения. Туда можно записаться на прием, приходить на него нужно с уже подготовленным пакетом документов. Затем второй визит в МФЦ потребуется для получения собственно регистрации.
Важно! Если подаете документы в МФЦ, учтите, что придется сдать паспорт, и он будет не у вас все время, пока проверяют документы и принимают решение по регистрации. Вместо него выдадут справку, подтверждающую прием паспорта и документов для оформления постоянной регистрации, но купить по ней билет, например, на самолет не получится. В среднем оформление прописки таким способом занимает от 3 до 9 дней.
Если все документы оформлены корректно, проволочек быть не должно. Если человек допускает ошибку (предоставляет не все документы, например), его заявление не удовлетворяется, но можно исправить недостатки и снова подавать заявку на регистрацию.
Документы для оформления регистрации
Что нужно, чтобы прописаться в другом городе? Чтобы подать заявление на оформление регистрации, нужно предоставить документы:
Паспорт (для детей, у которых паспорта еще нет, свидетельство о рождении) или другой документ, удостоверяющий личность.
Документ-основание для вселения в помещение. Это документ, который подтверждает право и возможность проживания в какой-либо недвижимости. Если заявитель регистрируется в приобретенной квартире, то это документы, подтверждающие право собственности, а если арендует, то договор аренды.
Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности, собственника (при необходимости).
В некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные документы — например, для народов Крайнего Севера это документы о кочевой жизни. Уточнить все нюансы можно во время очного визита (придется запланировать еще один на консультацию).
Лучше заранее все узнать, чтобы регистрацию получить без проблем и с первого раза, без лишних визитов и стрессов.
Ответственность за нарушение правил регистрации
Не стоит забывать и об ответственности.
За проживание без прописки можно получить штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ). Штраф также придется заплатить собственнику квартиры, в которой проживает человек без регистрации, размер штрафа — от 2000 до 5000 рублей.
Важно! Если нарушение происходит в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафов будет еще больше. Тому, кто проживает без регистрации, придется заплатить от 3000 до 5000 рублей; тому, кто сдает квартиру человеку без регистрации, — от 5000 до 7000 рублей (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Также существует уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту пребывания или жительства (то есть регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, регистрация без намерения проживать в этом помещении, регистрация без намерения собственника жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания гражданина).
Ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 322.2 УК РФ и может наступить в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей, принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.