Повреждения дорожного покрытия не только доставляют неудобства во время езды, но и могут стать причиной повреждения автомобиля. Реально ли в таком случае компенсировать свои расходы на ремонт, и если да, к кому обращаться и как искать доказательства, как рассматривается жалоба на плохие дороги, расскажем с экспертами в этой статье.
В России есть стандарт, в котором описывается, в каком состоянии должно быть дорожное покрытие, какие требования к нему предъявляются. Это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Важно знать, что не каждый дефект в дорожном покрытии считается таковым с точки зрения закона, ведь идеального асфальта в любом случае добиться очень непросто. Итак, по ГОСТу дорога должна отвечать следующим требованиям:
Выбоин, трещин, разломов на дороге быть не должно. Важно! В ГОСТе (глава 5) вы найдете таблицы, в которых указаны размеры различных дефектов (в зависимости от этого они по-разному называются и классифицируются), а также точные сроки, в которые эти дефекты должны быть устранены. Предполагается, что этот стандарт дорожники будут соблюдать, без скидок на климат и сложные условия (кроме форс-мажоров, природных катаклизмов и подобного рода обстоятельств).
Зимой дорожное полотно должно быть очищено от снега и льда.
Если на дороге есть изъяны и их пока не исправили, об этом должны предупредить водителей при помощи специальных знаков, например, «Неровная дорога».
Что касается знака «Неровная дорога», нельзя сказать, что он полностью исключает возможность компенсации (если водитель не заметит его и все же повредит автомобиль), но может снизить итоговую сумму возмещения ущерба, потому что все участники движения должны проявлять бдительность и обращать внимание на обстановку, дорожную разметку и дорожные знаки. Но все же попытаться возместить часть расходов можно.
Поломки автомобиля из-за плохого покрытия дороги классифицируются как ДТП.
Соответственно, если из-за дорожного покрытия повредилось колесо, подвеска, обод, шина, любая другая деталь автомобиля, водитель должен прекратить движение, по возможности съехать на обочину, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, а после вызвать полицию (ГИБДД). Чтобы иметь дополнительные доказательства своей правоты, стоит сделать фотографии и видеозапись участка дороги, на котором произошло ДТП, это подтвердит наличие изъянов в асфальте. Если у ДТП есть свидетели, можно записать их показания и взять контакты (если это люди, не путешествующие с вами). Все эти доказательства можно использовать для подтверждения своей позиции, в том числе, в суде.
Важно! Когда приедет инспектор ГИБДД, он составит схему ДТП и отразит в ней, в частности:
место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
ограждения, островки безопасности, строения (при их наличии);
положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков, осыпи грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина) также должны быть указаны в схеме ДТП.
Если вы не согласны со схемой ДТП, то при ее подписании укажите свои возражения.
Кроме того, вам потребуется составить письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия, в котором необходимо указать, в частности, на наличие повреждений дорожного покрытия.
Также инспектор может составить акт контрольного (надзорного) мероприятия по содержанию дорог. Если по какой-то причине он не делает этого, настаивайте, чтобы все было зафиксировано официально. Обратите внимание! По закону это необязательно, на практике представители ГИБДД часто отказываются это делать. В этом случае не стоит идти на конфликт, но критически важно, чтобы недостатки дороги были отражены в основном акте — это уже будет достаточным доказательством.
Лицо, ответственное за содержание автодорог, может быть привлечено инспектором ГИБДД к административной ответственности на основании вашего письменного заявления, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам. Соответствующее заявление необходимо подать инспектору на месте оформления ДТП. Привлечение лица, ответственного за содержание автодорог, к административной ответственности будет являться основанием для дальнейшего обращения к нему за компенсацией причиненного ущерба.
В результате рассмотрения вашего заявления будет вынесено решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. При этом при вынесении решения будет учитываться в том числе, соответствовали ли ваши действия требованиям ПДД.
После рассмотрения дела об административном правонарушении получите в ГИБДД соответствующие документы. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вы вправе обжаловать.
Размер компенсации зависит от того, сколько денег придется потратить на устранение поломки. Чтобы данные были официальными, вы должны получить заключение независимого оценщика (автомеханика). Он сможет составить список повреждений и стоимости ремонта. Конечно, в этой ситуации всегда могут быть спорные моменты. Например, если автомобиль не новый, иногда невозможно доказать, что та или иная неисправность возникла именно в результате ДТП, случившегося из-за плохого покрытия. Но во многих случаях экспертиза специалиста позволяет достаточно точно определить причины поломок, и если действительно вы понесли убытки из-за дороги, вам положена компенсация за это.
Кому жаловаться на плохие дороги? Это зависит от того, в чьем ведомстве находится трасса, на которой ваш автомобиль получил повреждения. Еще один нюанс, который может вызывать сложности.
Трассы федерального назначения находятся в ведомстве государства, конкретно за них отвечает «Автодор».
Региональные трассы — в ведомстве субъектов страны, за них отвечают региональные власти.
Дороги местного назначения — ответственность местных властей (конкретного населенного пункта, района, округа, и так далее).
Узнав, кому «принадлежит» трасса в вашем случае, вы можете обращаться в администрацию с требованием компенсировать убытки. Причем, это не только ремонт как таковой, но еще и расходы на эвакуацию автомобиля (если она понадобилась), судебные издержки (оценка, работа адвоката и так далее).
Можно попробовать решить дело, не привлекая к нему суд. Для этого первым шагом составьте досудебную претензию. В ней подробно напишите, что случилось, какие убытки вы понесли. Возможно, ответственный за дорогу орган возместит ущерб уже на основании этого обращения. Если же вам отказываются платить, стоит обращаться в суд.
Важно! В суде, подавая жалобы на плохое состояние дорог, придется подробно и однозначно доказать, что вы не нарушали правила дорожного движения, понесли убытки, их причиной стало именно состояние дорожного покрытия. Поэтому вам понадобятся все доказательства, о которых мы говорили выше. Обязательно соберите все данные заранее. Если у вас есть сомнения в том, что вы сможете учесть все нюансы, есть смысл обратиться к юристу, который специализируется на таких делах, он подскажет, на что обратить внимание. Чем лучше будут ваши доказательства, тем больше вероятность, что суд встанет на вашу сторону.